Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужны ли нам такие ИННОВАЦИОННЫЕ ФОНДЫ?

Структура народного хозяйства Беларуси, полученная ею "в наследство" после распада СССР, не предполагает иного пути развития, кроме инновационного, что не требует отдельных доказательств...
Структура народного хозяйства Беларуси, полученная ею "в наследство" после распада СССР, не предполагает иного пути развития, кроме инновационного, что не требует отдельных доказательств. К сожалению, экономический кризис, связанный с сумбурной перестройкой экономики, сократил размеры финансирования его главной составляющей - НИОКР, основным источником которого был государственный бюджет.

В сложившихся экономических условиях финансирование прикладной (отраслевой) науки в Беларуси реально возможно только путем использования средств специализированных внебюджетных фондов.

В 1996 г. путем объединения внебюджетных фондов НИОКР и инвестиционных фондов для этих целей были созданы отраслевые инновационные фонды (ОИФ). Норматив отчислений в них при этом постоянно сокращался и к 2002 г. составил всего 0,25% от себестоимости продукции (работ, услуг).

По отдельным министерствам установленный размер отчислений может быть увеличен правительством на основании технико-экономических обоснований, представляемых отраслями, исходя из специфики и условий их работы. Однако выполняемые таким образом обоснования не сопровождаются необходимым аудитом, что создает возможность для лоббирования конкретных корпоративных интересов.

Отсутствие научно обоснованного подхода к определению норматива отчислений в ОИФ привело к увеличению числа отраслей, которым устанавливаются финансовые преференции. В 1997 году таких отраслей было 6 из 25, а в 2000 году - уже 19 из 28. При этом имеются большие различия в величинах используемых повышенных нормативов: от 0,5% в министерствах жилищно-коммунального хозяйства, лесного хозяйства, торговли, до 19% - в Министерстве связи и Госкомитете по авиации. В итоге 60% отраслей экономики сконцентрировали практически весь потенциал ОИФ (99,5%). В 2002 году наибольшие по размеру инновационные фонды сформированы в концернах "Белэнерго" (36% от общего объема всех средств ОИФ), "Белтопгаз" (16,8%), Министерстве промышленности (13,9%), Министерстве связи (8,8%), Белорусской железной дороге (7,2%), концерне "Белнефтехим" (6,6%); наименьшие - в концерне "Белресурсы" (0,02%), Комитете по драгметаллам (0,01%), Комитете по автодорогам (0,01%) и др. В результате последние не получили достаточного количества средств для модернизации своего производства.

Помимо межотраслевой дискриминационной дифференциации в подходах к образованию ОИФ следует отметить еще одно важное обстоятельство. Отчисления во внебюджетный фонд на уровне 20% от себестоимости продукции сопоставимы уже с размером прибыли для высокорентабельного предприятия. При этом такая "прибыль" ложится на себестоимость продукции и не облагается налогами. В результате возможны два, в равной мере негативных, развития сценария.

Рассмотрим вначале первый из них, при котором отпускная цена предприятия остается неизменной. В этом случае его прибыль и добавленная стоимость, а соответственно, и налоги в бюджет, сводятся к минимуму, что при перманентном дефиците последнего неминуемо потребует введения новых фискальных мер. Очевидно, что единственным реальным источником пополнения государственной казны может быть только конечный потребитель, то есть население страны, на которое и будет переложено налоговое бремя.

Во втором сценарии пусть одновременно с ростом себестоимости адекватно растет и отпускная цена. Тогда продукция предприятия естественным образом становится неконкурентоспособной. Отсюда сокращение экспорта, переход к бартеру и введение для "защиты" отечественного производителя дополнительных пошлин на импортируемые товары и услуги. Расплачиваться за это, как и в первом случае, будет покупатель, что мы все и видим, когда при одной из самых низких заработных плат среди европейских стран нам приходится приобретать товары по самой высокой цене.

Становится очевидным, что проблемы с образованием ОИФ выходят за рамки внутриотраслевых и имеют далеко идущие последствия для экономики страны в целом.

Еще одним важным моментом в оценке использования ОИФ является то, что на практике большая их часть инвестируется не в НИОКР, а в основной капитал предприятий. Отдельные отрасли выделяют при этом из средств ОИФ на развитие научных исследований всего лишь 1 - 2%. Например, концерн "Белэнерго", выполняя мероприятия Республиканской программы по энергосбережению в период до 2000г. и завершая одновременно строительство Минской ТЭЦ-5, в 2000 году инвестировал в науку всего 0,7% средств от общего объема своего инновационного фонда. А основной объем средств инновационного фонда Белорусской железной дороги в 1999г. был направлен на строительство Минского вокзала, когда к этому времени выработали нормативный срок эксплуатации 51,8% тепловозов (500 из 966), 17,5% устройств электрической централизации (41,4% стрелочных электроприводов), 19% - диспетчерской, но главное - 30% устройств автоматической блокировки, являющихся основным средством регулирования движения подвижного состава, что связано уже с обеспечением безопасности на железной дороге, а значит, и с безопасностью человеческой жизни.

Налицо нецелевое использование средств ОИФ, до 20% которых направляется на финансирование мероприятий, не относящихся напрямую к инновационно-инвестиционной деятельности (строительство жилья, реконструкция зданий и сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры и др.). Но, конечно, высшим проявлением профанации инновационной деятельности является, на наш взгляд, директивное направление средств ОИФ на подготовку к празднованию 900-летия г. Борисова.

В этой ситуации большинство министерств и ведомств постоянно сокращают финансирование НИОКР из средств отраслевых инновационных фондов. В целом, с 1996г. по 2000г. оно уменьшилось с 9,1% до 4,5%. Например, Министерство промышленности инвестиции в науку сократило с 34,2% до 15,6%; Министерство сельского хозяйства и продовольствия -с 25,7% до 11,0%; концерны "Белнефтехим" - с 25,2% до 7,1%; "Беллегпром" - с 33,8% до 6,7% и т.д.

Такой подход к расходованию средств ОИФ в отраслях аргументируется, главным образом, необходимостью скорейшего обновления активной части основных производственных фондов, связанного с их износом, достигшим критической точки. Однако решение данной проблемы за счет сокращения инвестиций в исследования и разработки ведет лишь к последовательному разрушению инновационного потенциала реального сектора экономики, носителями которого являются ученые и инженеры, чей отток из отраслевой науки является главным индикатором необратимого характера этого процесса.

Последние изменения, внесенные в марте этого года в Положение об использовании средств ОИФ, согласно которым не менее 30% должно направляться на развитие производства, включая НИОКР, довольно расплывчаты, так как в этой же статье присутствуют такие неразделенные соответствующим образом понятия, как "строительство, реконструкция и ремонт", что предполагает ее достаточно свободную трактовку и придает сделанным изменениям паллиативный характер.

Приведенные примеры отражают очевидное несовершенство методики формирования и использования средств ОИФ, связанное с субъективизмом и необоснованностью, имеющими место при установлении норм отчислений в них и определении направлений финансовых потоков. И это объективно не может способствовать осуществлению эффективной инновационной политики государства.

Каким образом можно повысить эффективность инновационной деятельности в Беларуси? Анализ показывает, что необходимо:

1. Установить для каждой отрасли дифференцированный, изменяемый раз в пять лет, стимулирующий инновационную деятельность, норматив отчислений, основанный на оценке ее приоритетности для развития народного хозяйства, объективного уровня наукоемкости производимой продукции и состояния износа активной части основных фондов.

2. Исключить из инвестиционного перечня объекты, не относящиеся напрямую к инновационной деятельности; использовать средства ОИФ только для реализации инновационных проектов, имеющих технико-экономическое обоснование с соответствующей экспертной оценкой.

3. Установить отдельной статьей долю средств, достаточную для поддержки и развития отраслевой науки.

4. Осуществлять формирование ОИФ из чистой прибыли предприятий.

5. Централизованно направлять до 25% их средств в Белорусский инвестиционный фонд для образования государственного "бюджета развития", средства которого должны использоваться для целевого финансирования крупных инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики.