$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

НУЖНО ВЫБРАТЬ ИСТОЧНИКИ©

26.06.2015

Своим мнением о приоритетах привлечения инвестиций и критериях их эффективности с читателями «ЭГ» поделился управляющий партнер белорусского офиса консалтинговой компании Civitta Даниэль КРУТЦИНА.

— Даниэль, как вы оцениваете расстановку приоритетов в проекте Стратегии привлечения инвестиций на период до 2020 г.?

— С общим выбором приоритетов я согласен. В последние 25 лет глобальный рост обеспечивали увеличение населения в развивающихся странах и рост цен на сырье, было достаточно строить дополнительные мощности. Сейчас все изменилось: уровень жизни в развивающихся странах возрос и нельзя за несколько лет стимулировать многократное увеличение производства отдельных товаров и потребление. Период высоких цен на сырье быстро не вернется, да и спрос на ресурсы будет расти куда медленнее. Остается рассчитывать на другие факторы, в первую очередь, на инновации. Часть мировых корпораций возвращает производства в развитые страны, где они могут их лучше контролировать. Поэтому вероятность открытия подразделений ТНК в странах СНГ существенно уменьшилась.

Беларуси не приходится больше рассчитывать, что большой российский рынок поглотит любые объемы производимых товаров. Усиливается глобальная конкуренция, РФ вступила в ВТО, ее экономика стагнирует, и многое зависит от ее способности к восстановлению. Поэтому вполне логичным выглядит построение стратегии привлечения инвестиций на инновациях, стремлении производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособную не только на рынках СНГ, но и в других странах. Вопрос лишь в том, как нарастить не производственные мощности, а инновационную сферу и операционную эффективность бизнеса. В Беларуси есть большой потенциал производства с меньшими ресурсами.

— Как можно охарактеризовать состояние инвестклимата в нашей стране сегодня?

— Разделение интересов бизнеса и государства, упрощение системы налогообложения находит отражение в позитивных оценках ВБ. Но многие сектора до сих пор закрыты для инвестиций, потому что в них доминирует государство. Они подвержены регулированию, а конкуренция искажена из-за привилегий госкомпаний. Чтобы привлекать большие инвестиции, например, в пищевую промышленность, машиностроение, нефтехимию, нужно, чтобы эти отрасли были правильно дерегулированы, чтобы там больше места оставалось для частного бизнеса. Нужно начинать приватизацию в этих отраслях.

Концептуально важный фактор — финансовые рынки. В Беларуси, к сожалению, они до сих пор слабо развиты. Биржа — больше инструмент для консолидации миноритариев, чем для привлечения инвестиций. На примере Польши мы видим, как страна создала систему из местных инвестиционных фондов и сопутствующих организаций, местная биржа обеспечивает ликвидность, которая делает ее привлекательной в т.ч. для иностранных компаний.

— Какую роль играют здесь налоговые преференции?

— В Беларуси существует обширный набор налоговых преференций, начиная со свободных экономических зон до льгот в малых городах. Но я не уверен, что это дает надлежащий эффект. Сейчас уже неважно, в какую отрасль инвестор хочет вложить средства — всегда можно найти режим, чтобы в первые годы фактически не платить налоги или сильно их минимизировать. Таким образом, искажается поле конкуренции для предприятий, которые исторически не расположены в СЭЗ или малых городах, но выполняют важную функцию по наличию рабочих мест и наполнения бюджета. Чтобы убрать эти искажения, целесообразнее вообще отменить систему зон и льготных преференций. Лучше просто снизить всем ставки налогов. Ради одних налоговых льгот никто не пойдет в деревни и малые города, где дефицит рабочей силы и нет инфраструктуры. Скорее, там формально зарегистрируют бизнес, а точки прибыли будут формироваться где-то в другом месте.

Альтернативная модель — прямые переговоры с инвестором об инвестиционном договоре в отраслях, где стратегически важен приток капитала и технологий. Это может дать позитивный эффект в виде формирования кластеров, стимулирование инновационной деятельности, создается «эффект маяка», притягивающего другие инвестиции. В таком случае можно индивидуально договариваться о налоговом режиме. Такая практика есть, например, в Швейцарии, иногда она ведет к более оптимальным решениям для обеих сторон, чем стандартные схемы.

— Реально ли выглядят цифры поступления иностранных инвестиций, например в 2014 г. — более 15 млрд. USD?

— Все зависит от того, что понимать под иностранными инвестициями. Если эта цифра включает в себя кредиты и кредиторскую задолженность, то она вполне реальна. Но если речь идет о прямых инвестициях по классификации ЮНКТАД, то порядок сумм совсем иной. Измениться он сможет только благодаря масштабной приватизации.

— Какова роль регионов в привлечении инвестиций?

— Ошибка всех предлагаемых приватизационных программ в том, что в них включаются убыточные предприятия. В них никакой инвестор не пойдет, потому что они маленькие, далеко от столицы и неизвестна местная специфика. Такие проекты не оправдывают для ТНК затраты на их реализацию. Поэтому в регионах предпочтительнее формировать приватизационную программу в расчете на местных инвесторов, в т.ч. с льготным кредитованием предпринимателей, трудовых коллективов, директоров, чтобы они могли выкупать предприятия, как это делалось в Польше. Исключение здесь составляют крупные предприятия. Конечно, в некоторых отраслях, например, в пищевой промышленности, потенциал регионов высок — там имеются свои конкурентные преимущества, в частности, обеспеченность сырьем, Для выбора правильного пути нужно иметь региональные стратегии конкурентоспособности, которые могут быть разработаны на уровне областей и районов. Это должны делать совместно органы власти и бизнес, местные финансовые структуры, образовательные институты. Важно направить государственные инвестиции на точки роста в регионах, а не просто валом выдавать кредиты, скажем, на развитие сельского хозяйства по всей стране.

— Реально ли «встроить» белорусские предприятия в ТНК и другие глобальные бизнес-структуры?

— Для этого должна быть открытая стратегия, коммуницированная во внешний мир: какие отрасли государство хочет сохранить, а какие отпустить. Тогда зарубежным корпорациям становится понятнее, где их приход приветствуется, не понадобятся кулуарные переговоры. Например, если появится решение о передаче машиностроения или пищевой промышленности в частные руки и процесс приватизации будет прозрачен, можно надеяться на участие ТНК. Но на их приход не стоит рассчитывать, если у государства другое видение. При столь слабом росте экономики в регионе, как сейчас, вообще не стоит делать ставку на глобальные компании. Они будут приходить только если что-то продается недорого и не готовы платить премию за вход на стагнирующий рынок. Поэтому нужно больше думать о поддержке внутреннего бизнеса, повышении его конкурентоспособности и эффективности, облегчить его отношения с государством, в т.ч. в приватизации.

— Как оценить результаты стратегии привлечения инвестиций?

— Прежде всего — по конкретным цифрам, но их реалистичность трудно комментировать. Однако сумма поступивших инвестиций — не единственный критерий успеха. Важнее показатели роста экономики, повышения добавленной стоимости на предприятиях, иные показатели эффективности. Второй вопрос — является ли источником этой успешности зарубежный капитал? Такой же, если не лучший результат способны принести местные инвестиции, использующие иностранные технологии. Поэтому я бы не ставил на первое место показатель привлечения инвестиций. Лучше, чтобы каждая область готовила свою стратегию будущих точек роста, матрицу увеличения уровня жизни населения, эффективности производства. Потом уже можно смотреть, какие ресурсы тут требуются, — внутренние или внешние.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА