$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НУЖНО УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ.ВАРИАНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ©

15.02.2013

Белорусская налоговая система за последние годы изменилась к лучшему. Тем не менее некоторые проблемы, и порой весьма существенные, остаются. О том, какую роль в совершенствовании отечественной системы налогообложения может играть общественность, «ЭГ» рассказал заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций Евгений ГЕРШТЕЙН.

— Евгений Феликсович, давайте сразу начнем с главного. Считаете ли вы, что позиция Ассоциации по тем или иным вопросам, связанным с налогообложением, достаточно активна и учитывается, к примеру, МНС при работе по совершенствованию налогового законодательства?

— Сегодня в Ассоциацию входит 15 крупных и авторитетных аудиторских организаций. Мы ставим перед собой достаточно много серьезных целей, которые позволят существенно усилить роль нашего общественного объединения в жизни работников учетных профессий и в целом в отечественной экономике, стать надежным партнером для аудиторов, субъектов хозяйствования и государства. При этом одна из основных задач Ассоциации — активизировать участие аудиторских организаций в совершенствовании белорусской налоговой системы. Для этого мы готовы стать своего рода информационным и партнерским мостом между плательщиками и налоговыми органами.

Члены Ассоциации на практике ежедневно сталкиваются с актуальными проблемами налогообложения. В процессе аудита важное место занимает проверка исчисления и уплаты налогов, выявление и профилактика ошибок. Поэтому аудиторы должны не только досконально знать налоговое законодательство, но и активно сотрудничать с налоговыми органами, с тем чтобы своевременно нащупывать «болевые точки» в налогообложении и способствовать их устранению.

В последнее время у Ассоциации сложилось и успешно развивается конструктивное сотрудничество с МНС. Министерство постоянно приглашает наших представителей для участия в конференциях и других мероприятиях, где мы имеем возможность обсудить проблемы, связанные с налогообложением. Наше мнение слышат и принимают во внимание.

МНС также выражает заинтересованность в участии Ассоциации в работе по совершенствованию налогового законодательства. Мы хотели бы работать и в Консультативном совете при министерстве наряду с представителями бизнес-союзов, чтобы усилить связь практики с теорией.

— Какие основные проблемы Ассоциация аудиторских организаций видит в белорусской налоговой системе? Что, по-вашему, следует изменить, чтобы она стала удобна для плательщиков, стимулировала приток инвестиций, отвечала интересам государства и общества?

— Собственно, вы сами назвали требования к идеальной налоговой системе. Я уже не раз говорил и хочу еще раз подчеркнуть, что в Беларуси за последние годы реально создана нормальная система налогообложения как по структуре налогов, так и по методике их исчисления и срокам уплаты. Сегодня практически все эти аспекты соответствуют мировой практике. Почему всегда надо обязательно нашу систему налогообложения критиковать? Только потому, что никто не любит платить налоги?

Но это, конечно, не означает, что все проблемы решены. Например, по-прежнему надо думать над тем, как усовершенствовать и упростить порядок исчисления экологического налога. Этот налог всегда вызывал и вызывает сложности при его исчислении как у бухгалтеров, так и при аудиторских проверках. Помните, сколько нареканий вызывал в прежние годы НДС из-за сложностей с налоговыми вычетами и т.п.? Многие из этих вопросов удалось разрешить.

Поскольку роль прямых налогов усиливается, приходится искать пути сближения налогового и бухгалтерского учета, например, в части отложенных налоговых обязательств при применении амортизационной премии. Кроме того, есть «вечные» вопросы, например, налогообложение иностранных организаций.

Еще одна «вечная» проблема — трактовка всех сомнений в пользу налогоплательщика. Согласно п. 7 ст. 3 НК в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков. Однако правоприменительная практика этой нормы пока вызывает большие затруднения.

— Из года в год проходит весьма длительное время, пока нормативные акты приводятся в соответствие с очередными изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс. В 2011 г. на появление указов и постановлений, регламентирующих некоторые нововведения, ушло полгода. Сейчас отдельные нюансы тоже еще не разъяснены. Но плательщикам надо четко знать, что делать с 1 января, и появление в середине года документов, действующих задним числом, наносит серьезный ущерб хозяйственной жизни…

— Да, такая проблема есть. И Ассоциация аудиторских организаций вместе с МНС и Минфином должна изучать ее и способствовать решению. Кстати, эта проблема была бы менее актуальной, если бы мы прекратили вносить столь многочисленные ежегодные правки в Налоговый кодекс. Стабильность в налоговой системе — это не так уж плохо.

— Какой вам видится сегодня роль бухгалтера, который на практике воплощает в жизнь все изменения налоговой системы?

— Прежде всего, современный бухгалтер должен быть не просто фиксатором операций, а финансовым менеджером и советником руководителя организации. Правильный учет для целей налогообложения был и остается важнейшей задачей бухгалтера и, чтобы иметь профессиональное суждение, надо иметь соответствующую квалификацию. Нужно хорошо понимать экономическую суть хозяйственных операций и уметь делать правильные выводы об их последствиях. Не просто выбрать, например, метод начисления амортизации или списания материалов попроще, но и просчитать, как это отразится на финансовых результатах предприятия сейчас и в будущем. Здесь мало одной арифметики — нужно уметь считать варианты на качественно ином уровне.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА