$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НУЖНА ЛИ МЕНЕДЖМЕНТУ ТВЕРДАЯ РУКА©

12.09.2014

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского (БСПН) обсудил со специалистами заинтересованных организаций проект Концепции развития системы бизнес-образования в РБ в 2014—2015 гг. и на период до 2020 г., а также план мероприятий по ее реализации, направленные Минэкономики в Совмин. Замечания и предложения, возникшие в ходе дискуссии, комментирует «ЭГ» председатель правления БСПН Георгий БАДЕЙ.

— Георгий Петрович, как в целом эксперты БСПН оценили документ — его своевременность, актуальность, содержание?

— Представленный проект концепции подготовлен Минэкономики в традиционном стиле с ориентацией на бюджетное финансирование и усиление государственного регулирования. Отсюда предложения о Национальном институте бизнеса, государственном заказе на подготовку управленческих кадров, передаче функций регулирования от Минобразования Минэкономики.

На самом деле важно не кто регулирует, а как и что он регулирует. Например, кто определяет необходимость подготовки и оплачивает ее? Имеет значение не придание статуса (национальный институт, высшая школа бизнеса) действующим учреждениям образования, а их признание потребителями услуг на внутреннем и внешнем рынках. К сожалению, статус национальной школы или государственная аккредитация Минэкономики и Минобразования не смогут создать участнику рынка авторитет, аналогичный, например, подтвержденному международной аккредитацией по программам MBA (EMBA).

Высокое качество бизнес-образования и соответствующее признание, на наш взгляд, достигаются за счет постоянного финансирования, привлечения квалифицированных кадров, наработки солидного опыта преподавания. Ускорить становление белорусской системы бизнес-образования можно путем привлечения внешних ресурсов и международного опыта.

— Уточните, пожалуйста, о каких ресурсах идет речь и для чего они нужны?

— Актуально сделать акценты на привлечение частных инвестиций (финансовых и интеллектуальных) и формирование рынка услуг для дополнительного образования взрослых в области бизнеса. То есть бизнес-образование должно стать сферой коммерческой деятельности по оказанию услуг. Это обучение, направленное на усвоение теоретических знаний, умений и практических навыков для работы в сфере бизнес-управления, включая менеджмент, маркетинг, управление персоналом, логистику, финансы и контролинг, операционный менеджмент и продажи. Такие задачи представленный проект концепции не решает.

— Зато в нем к услугам бизнес-образования отнесена образовательная деятельность на I и II ступенях высшего образования по группе специальностей бизнес-управления. Как вам такое «широкое» толкование?

— Мы полагаем, что бизнес-образование — это прежде всего система дополнительного образования взрослых (как это, кстати, предусмотрено в разделе XIV Кодекса об образовании), включающая программы обучения для менеджеров (управленцев) разных уровней, уже имеющих диплом о высшем образовании. Цель обучения для них — получить не только новые знания, но главное — полезные, нужные, системные и эффективные сведения и навыки, которые станут конкурентным преимуществом специалиста и компании, в которой он работает. Это диктует свои требования к программам обучения и преподавательским кадрам.

— Какие именно задачи необходимо ставить перед учреждениями бизнес-образования?

— Прерогативой учреждений бизнес-образования должна быть задача разработки и предложения программ обучения. Государственные стандарты в силу их оторванности от жизни (спроса на конкретные знания) малопригодны по временным (менеджер и собственник не могут отлучаться надолго) и другим параметрам (старые знания не нужны, но и знания со слишком далекой перспективой не всегда востребованы). Сомневаюсь, что можно подготовить «универсального солдата» с глубокими знаниями одновременно в области стратегического менеджмента, управления персоналом, финансового менеджмента, маркетинга, логистики, права и т.д., а затем требовать от него эффективных решений на всех этапах его карьеры, начиная от рядового сотрудника, руководителя различных подразделений до высших должностей в коммерческих организациях. Все же подготовка менеджеров должна вестись по конкретным специальностям и уровням управления. Программа обучения, предлагаемая учреждением бизнес-образования, должна быть одним из факторов конкурентоспособности компании на рынке.

Другим фактором конкурентоспособности должно стать наличие квалифицированных преподавателей. Успешный педагог обязан одновременно быть сильным теоретиком, иметь навыки преподавания, практический опыт работы. Совмещать эти требования непросто — необходима специальная подготовка и систематическое повышение квалификации. Поэтому обычные стандарты, принятые для высшей школы по оценке преподавательских кадров и оплате их труда, в системе бизнес-образования мало приемлемы.

— Считаете ли вы, что эти меры будут также способствовать спросу на услуги?

— Действительно, важнейшим субъектом, определяющим параметры и структуру национальной системы бизнес-образования, является клиентская база и ее финансовые возможности по оплате бизнес-программ, что и определяет платежеспособный спрос.

В условиях экономической рецессии и кризиса возможности клиентов по оплате бизнес-программ существенно снижаются, и это изменяет не только объемные, но и качественные параметры спроса. Клиенты хотят получать за свои деньги реально новые полезные знания и навыки, причем в оптимальные сроки. Цели получения диплома или сертификата в большинстве случаев уходят на второй план. Отсюда вытекают требования по продолжительности и объемам программ, формам проведения образовательного процесса. Основным критерием при этом выступает соотношение полученных клиентами полезных знаний, умений и навыков к стоимости и продолжительности занятий.

В практике российского бизнес-образования, например, выделяется 4-ступенчатая модель: линейные менеджеры обучаются на 2–3-дневном тренинге; руководители отделов — на 1–2-недельном семинаре; руководители направлений (департаментов) — на 2-месячных занятиях; топ-менеджеры — на 2–3-месячных. Логика такой системы в том, что на новой должности менеджер должен получить разовый значительный прирост знаний, умений, навыков, которые и должны дать бизнес-школы. Но потом нужно продолжать свое образование, в т.ч. самостоятельно.

Международная практика свидетельствует о широком использовании информационно-коммуникационных технологий для предоставления услуг дополнительного образования в удаленном (дистанционном) режиме. Дистанционное образование призвано прежде всего содействовать самостоятельному освоению образовательных программ. В нашем Кодексе об образовании дистанционная форма получения образования тоже предусмотрена как вид заочной формы, когда передача знаний осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

Но на деле этот вид обучения не популярен пока. Над этим тоже предстоит работать. Возможно, дистанционную форму обучения следует признать самостоятельной, наравне с очным и заочным обучением.

— В чем еще должно выражаться содействие государства?

— Прежде всего в стимулировании спроса через налоговые вычеты, дотации до 50% стоимости образовательных программ для субъектов малого и микропредпринимательства, а также через разработку и реализацию государственных программ зарубежных стажировок топ-менеджеров (руководителей) коммерческих организаций. Такие стажировки позволяют не только получить полезный опыт управления, но и содействуют налаживанию производственных и других связей и рынков.

— В плане мероприятий по реализации концепции 25 пунктов определены сроки исполнения каждого задания и ответственные структуры. Что в нем, может быть, не учтено?

— По-нашему мнению, план должен быть рассчитан максимум на 1,5–2 года, но не до 2020 г., как предлагается. Основными заданиями должны стать установки на формирование условий для привлечения частных инвестиций в систему бизнес-образования, а также расширение доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию на основе равных условий и конкуренции.

В числе мероприятий плана должны быть: меры по стимулированию инвестиций в эту сферу, включая особые таможенные, налоговые и другие режимы (возможно, наподобие тех, которые предусмотрены для Минского парка высоких технологий); упрощение государственного регулирования и развитие академического самоуправления на основе локальных актов (уставов и положений) создаваемых коммерческих структур; содействие и государственная поддержка создания их материально-технической базы, совершенствование налогового законодательства для всех участников бизнес-образования; либерализация системы оплаты труда преподавателей с учетом международного опыта; стимулирование субъектов хозяйствования и обучаемых граждан.

Для реализации таких мероприятий следует внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов, в т.ч. в Кодекс об образовании, выделив бизнес-образование как специфический вид услуг дополнительного образования взрослых в области менеджмента, в Налоговый и Бюджетный кодексы, установив минимальные налоговые ставки НДС и размеры субсидирования бизнес-образования, в программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (текущие и будущие) и ряд других нормативных актов.

— Каким вы видите дальнейшее развитие событий?

— Учитывая актуальность вопросов и необходимость быстрого их решения, лучшим вариантом были бы подготовка и принятие специального указа Президента. БСПН готов организовать его подготовку.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях