Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ИТ-технологии
28.01.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужна бизнесу, противна чиновникам

Почему в Беларуси "не работает" электронная цифровая подпись
Почему в Беларуси "не работает" электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись помогает директору предприятия в десятки раз уменьшить расходы на взаимодействие с госорганами, простому гражданину - зарегистрировать собаку или заплатить налоги, не отрываясь от компьютера, а предпринимателю - заключать признаваемые судом виртуальные сделки. Несомненно, за электронной цифровой подписью - будущее! Однако в Беларуси ее внедрение столкнулось со странной проблемой: армия чиновников не желает привыкать к новым правилам игры. "А вы придумайте, как передавать по модему шоколадки и шампанское", - зрят они в корень проблемы...

Ежедневно бухгалтер и секретарь приносят директору любого предприятия пачку бумаг на подпись: уплата налогов, коммунальные платежи, аренда помещения, телефон и Интернет. Если бы документы можно было отсылать по электронной почте, экономия, как подсчитали американцы, составила десятки раз. Проводка одной платежки через банк обычным способом обходится в 1 USD: туда надо командировать сотрудника фирмы, дать ему автомобиль с водителем, потратить бензин и время, а если случится пробка, то в банк можно не успеть и нажить более солидные неприятности. А электронными средствами - всего  несколько центов. Но здесь для успешной коммуникации нужна электронная подпись, которая в Беларуси только появилась и еще неизвестно, приживется ли.

Е 2, Е 4 - маленькая и умная

Купить электронную подпись можно уже сейчас - несколько частных фирм, получивших лицензию государства на деятельность в этом поле, готовы продать комплект в среднем не дороже 80 USD. Государственные органы ничего подобного не продают и не разрабатывают. По словам директора одной из фирм-разработчиков, "потенциал государства в этой области практически на нуле, наше производство сильно отстало от мирового. Чиновники заказывают нам эти разработки и никак их не финансируют. Но в числе пользователей государство видит себя одним из первых. К тому же оно отвечает за правовое поле, за выдачу лицензий, совместимость разработок разных фирм, так что мы очень тесно связаны". По слухам, вот-вот на электронную цифровую подпись перейдет аппарат Совета Министров. Говорят, если поначалу только 20% восприняли новшество добродушно, то со временем уже 80% были от него в восторге. Во многих странах именно госчиновники и банкиры становятся большими поборниками цифровой подписи, поскольку у них устают руки, вынужденные подписывать до 300 документов за день. С новой системой проставлять свой вензель можно одним щелчком мыши.

На  документе такой автограф выглядит как пересказ шахматной партии - Е 2, Е 4, D 6, С 18 и так далее. Электронная подпись удостоверяет и целостность документа, и его авторство, которые проверяются получателем с помощью сложных технологий. Скажем, если к вам пришло письмо от Элтона Джона, которого вы никогда не видели, то с таким ключом вы можете проверить, действительно ли это послание от него. Хранится электронная цифровая подпись на крохотном устройстве, весьма напоминающем  флэш-кард. Когда надо подписать документ, скажем, составленный секретаршей, вы "загружаете" его к себе на это устройство, подписываете и перемещаете назад в компьютер, доступный для общего пользования. Безопасность электронной цифровой подписи разработчики гарантируют специальной страховкой - в пакет может входить полис страховой компании, которая готова своими деньгами поручиться за ваши информационные риски.

А что скажет суд?

Одна из сфер применения цифровой подписи - электронная торговля, виртуальные сделки, заключенные без непосредственного контакта бизнесменов. "Мне приходится тратить сотни долларов на пересылку контрактов по курьерской почте DHL, - говорит предприниматель, возглавляющий белорусско-украинское СП. - По Интернету это пока делать нельзя, так как для нас  важны подписи.  Если возникнут разногласия, суд примет к рассмотрению только бумажный документ с проставленным от руки автографом".

Пока что технический прогресс намного опережает развитие правовой базы во всех странах СНГ. Ни один суд в Беларуси не может признать цифровую электронную подпись значимой, так что любая сделка остается по сути вне закона. В России некоторые крупные компании, например Газпром, создали собственные внутрикорпоративные  стандарты электронной цифровой подписи и стали заключать виртуальные сделки по ним. То же самое, как поговаривают, может сделать сейчас и белорусский концерн Белнефтехим. Но в целом по стране пока не решен вопрос, в какой форме суды смогут работать с электронными документами и удостоверяющими их автографами. "Есть предложение, что суд может рассматривать распечатанную копию документа, заверенную обычной подписью от руки, - говорит один из разработчиков электронной подписи. - Но тогда в стране должен быть специальный государственный орган, уполномоченный утверждать такие документы. На основе каких технологий это делать, также пока не ясно..."

Так в чем проблема?

Специалисты говорят, что одной из главных препон на пути внедрения электронной цифровой подписи является именно несовершенство нашей законодательной базы. Закон "Об электронном документе" был принят 10 января 2000 года - тут мы опередили даже США и Россию. Но дальше дело не пошло. Чтобы электронная подпись могла "работать" в Беларуси, нужен банк данных, в котором хранились бы ключи проверки к подписи каждого имеющего ее человека, так называемый Центр цифровых сертификатов. А чтобы его создать, необходимо правовое поле, которое пока слишком расплывчато. К тому же, как говорят разработчики подписи, неясна экономическая выгода от такого предприятия. Если какая-то частная фирма возьмет на себя эту функцию, то придется вложить деньги в хранилище, технику, каналы связи, а окупится ли это - кто знает? Пока что банки данных на ключи к подписям есть лишь в финансовых банках, которые хранят информацию на своих клиентов, но это, как говорится, узкокорпоративное дело и к масштабам всей страны не имеет отношения.

Вообще специалисты, отвечая на вопрос "Почему это все не работает?", заметно терялись. Начальник отдела Государственного центра безопасности информации при Президенте Николай Микулич сказал "НЭГ", что видит основную причину в "неграмотности населения, которое слабо умеет пользоваться компьютерами". В то же время в Беларуси достаточно бизнесменов, которые давно бы перешли на электронную цифровую подпись, но не делают этого из-за непроработанности механизма ее применения. Интересную версию высказал один из разработчиков подписи. По его мнению, сами работники налоговых инспекций, ЖЭСов, таможенники, милиция, ГАИ не хотят "бесконтактного" общения с гражданами. Хотя компьютерные технологии  позволяют делать свое дело быстрее и с меньшими эмоциональными затратами, теряется возможность воспользоваться служебным положением в корыстных целях. Разработчики электронной цифровой подписи говорят, что в стране специально созданы запутанные схемы получения определенных документов, и все попытки внедрить туда электронику наталкиваются на сопротивление. "Дошло до того, что в одном государственном органе умышленно выводились из строя компьютеры", - говорит разработчик. Суть этой проблемы как нельзя лучше отразил один склонный к юмору чиновник высокого ранга, сказав: "Вы придумайте, как передавать по модему шоколадки и шампанское, тогда мы согласимся..."
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by