$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

НОВЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС: ДВИЖЕНИЕ К ФИНИШУ©

15.06.2012

Проект Жилищного кодекса (ЖК), над которым Палата представителей работала более двух лет, принят во втором чтении и направлен в Совет Республики. Планируется, что он может вступить в силу уже с января следующего года.

 

Документ, состоящий из 6 разделов, 32 глав и 225 статей, определит основы жилищной политики в Беларуси. Он регулирует права и обязанности граждан и организаций в области жилищных отношений, определяет состав жилищного фонда и управление им, закрепляет компетенцию государственных органов в этой сфере.

 

В проекте ЖК определены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок их принятия на учет и необходимые для этого документы. Отражены вопросы сохранения за гражданами, в т.ч. и за членами их семей, права состоять на квартирном учете как по постоянному месту жительства, так и по месту работы (службы).

 

Как пояснила председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская, выступавшая с докладом по законопроекту на сессии, только при подготовке документа к рассмотрению во втором чтении поступило почти 4 тысячи замечаний и предложений.

 

Г.Полянская перечислила лишь основные новшества, которые войдут в нашу жизнь вместе с новым ЖК.

 

Так, определены жилые помещения, которые могут быть на основании заявлений граждан по решению исполкомов переведены в нежилые и наоборот. Упрощена сама процедура такого перевода. Если по действующему Жилищному кодексу только непригодное для проживания жилье может быть переоборудовано для использования в других целях либо снесено, то в проекте нового ЖК по решению районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе одноквартирный жилой дом либо жилые помещения в блокированном жилом доме, а также расположенные на первом этаже многоквартирного дома, в т.ч. пригодные для проживания, могут быть переведены в нежилые по заявлению их собственников. Аналогичная процедура предусмотрена и для перевода нежилых помещений в жилые. Практически в ЖК перенесены нормы Указа Президента от 25.09.2009 № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152».

 

Зафиксирована структура платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Она включает плату за техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные услуги, а также за дополнительные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с заключенными договорами. Организации, осуществляющие начисление платы, обязаны указывать в платежном документе, направляемом не позднее 15-го числа собственникам и нанимателям жилых помещений госжилфонда, тарифы на оказание ЖКУ и за пользование жилым помещением, а также объемы и денежные суммы оказанных услуг, их перечень по каждому многоквартирному жилому дому, которые граждане должны оплатить до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

 

Проект ЖК содержит положения, в соответствии с которыми граждане могут быть выселены из жилых помещений. Таким лицам должно быть предоставлено другое жилье. Наряду с этим предусмотрены случаи выселения и без его предоставления.

 

Как объяснила Г.Полянская, с учетом того, что в стране 86,7% жилищного фонда находится в частной собственности граждан, в новой редакции ЖК усилена защита прав собственника, который имеет право выселить без предоставления другого жилья бывших членов семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилье. При этом четко определены права и обязанности как собственников жилых помещений, так и бывших членов его семьи. В определенных случаях собственник может выселить и членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилье, если иное не предусмотрено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением. Однако если эти граждане имели законные основания на владение и пользование жилым помещением на момент его приватизации (даже если не принимали участия в приватизации, но проживали в нем), они не могут быть выселены без их согласия.

 

Хронические неплательщики за ЖКУ, являющиеся нанимателями жилого помещения государственного жилфонда, и члены их семей, допустившие без уважительных причин 6-месячную задолженность по оплате ЖКУ, могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения меньшей площади и (или) уступающего ему по своим потребительским качествам, в т.ч. вне пределов данного населенного пункта. Они могут быть также подвергнуты в судебном порядке принудительному обмену с переселением в жилое помещение меньшей площади.

 

Предусмотрена возможность принудительного отчуждения и частного жилья — например, в случае использования его не по назначению. Собственник может быть выселен (с предоставлением другой жилплощади) при образовавшейся без уважительных причин 6-месячной задолженности за ЖКУ, невыполнении обязанностей по содержанию жилого помещения, что делает невозможным проживание рядом других людей в доме или квартире.

 

Напомним, с новым кодексом некоторые эксперты связывали надежды на то, что с его помощью в стране заработает ипотека (соответствующий закон был принят еще в 2008 г.).

 

По словам главы парламентской комиссии, предусмотрена возможность выселения собственника и проживающих из заложенного жилого помещения при обращении взыскания на него и принятии решения судом о прекращении права собственности. Если в семье есть несовершеннолетние граждане, признанные находящимися в социально опасном положении либо нуждающимися в государственной защите, то суд должен принимать решение об отчуждении квартиры с учетом мнения органов опеки и попечительства. «Эта возможность предоставляется банкам и судам только в тех случаях, если человек систематически не платит по ипотечному кредиту», — подчеркнула Г.Полянская. Данная норма, по словам депутата, не сможет решить все вопросы, касающиеся работы механизма ипотеки, но урегулирует ту их часть, которая относиться к банковскому сектору.

 

Проект ЖК обязывает заранее информировать граждан о проведении работ по капитальному ремонту жилого дома, а также подписывать с жильцами договоры на оказание данной услуги. Также определены основания необходимости проведения капремонта дома.

 

Кроме того, учтена правоприменительная практика по вопросам распоряжения общим имуществом совместного домовладения. Общеизвестно, что практически невозможно в силу объективных причин обеспечить присутствие на общих собраниях всех членов товарищества собственников или организации застройщиков, поэтому установлено, что принятие решений по имущественным вопросам может осуществляться двумя третями голосов.

 

Документу еще предстоит получить одобрение Совета Республики, а в его разделе IV предусмотрено, что он вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования.

 

Предусмотрено также внесение изменений и дополнений в отдельные законы и Гражданский кодекс, а Закон от 16.04.1992 № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» утратит силу, поскольку его нормы включены в проект нового ЖК.

 

Анна ФЕДОРОВА