Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Промышленность
28.07.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый трактор особого назначения

Пути развития белорусского тракторостроения могут измениться. Выбор возможных направлений обсудили 25 июля Президент Беларуси Александр Лукашенко и правительство.

Трактор с давних пор был одним из основных символов отечественной промышленности. Именно благодаря этой машине во многих странах знали о существовании Беларуси. Теперь правительство внесло на рассмотрение Президента предложения о выпуске на базе ОАО «Амкодор» новых видов тракторов в рамках создаваемого холдинга по производству сельскохозяйственных ма­шин. Этот проект потребует значительных инвестиций. Но дело не только в деньгах и создании новых моделей тракторов. «Мне нет необходимости говорить о значении этой отрасли для Беларуси. Она затрагивает интересы не только регионов нашей страны, но и в целом всего государства. Для смежных промышленных предприятий это весьма важно, локомотив их развития, – сказал А. Лукашенко. – От положения дел в сельхозмашиностроении во многом зависит работа всего сельскохозяйственного комплекса, экономики сельского хозяйства. Это, естественно, отражается и на социальной сфере».

Ранее сообщалось, что руководство «Амкодора» внесло предложение о создании нового завода по производству коммунальной и сельскохозяйственной техники. Предполагаемая стоимость проекта – 300–350 млн. USD, одним из источников  финансирования могут быть китайские инвестиции. Правительство настаивает на реализации этого проекта. Но, по-видимому, есть и иная точка зрения. Отсутствие единых подходов в развитии тракторостроения вызывает серьезные опасения, считает глава государства. Поэтому он потребовал объяснений и доказательств правильности выбираемого пути. Ведь принимаемое  решение должно вывести белорусские предприятия на более высокий уровень, создать новые и конкурентоспособные виды сельскохозяйственных машин.

К сожалению, ситуация в сельхозмашиностроении довольно напряженная и прежние проекты развития этой отрасли были не слишком успешны. Сейчас даже не принято вспоминать о тихо похороненной Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622, где декларировалось намерение освоить производство энергонасыщенных тракторов более высокой мощности, расширить модельный ряд малогабаритных тракторов, освоить производство новой их модификации с улучшенными дизайном и эксплуатационными характеристиками и выпуск нового поколения тракторной техники с электромеханической трансмиссией и современной бортовой электроникой.

В реальности использование производственных мощностей по выпуску тракторов для сельского и лесного хозяйства сократилось с 91,8% в 2011 г. до  41% в 2015-м, а их производство – с 66,8 тыс. до 34,3 тыс. в 2015-м. Такие данные были приведены в сборнике Белстата «Промышленность Республики Беларусь». Впрочем, аналогичная кар­тина наблюдалась и у соседей: в России за это время производство тракторов сократилось с 15 тыс. до 6,7 тыс., в Украине – с 6,4 до 4,1 тыс., а в Казахстане – с 1,3 тыс. до 1,2 тыс.

В Государственной программе раз­вития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы потребность в техническом переоснащении тракторами в течение 5 лет оценивается в 1500 единиц (по 300 в год), в т.ч. 500 с мощностью двигателя от 100 до 250 лошадиных сил и 1000 – более 250 лошадиных сил. Таким образом, все надежды белорусского тракторостроения связаны с внешними рынками.

Ожидалось, что со вступлением Рос­сии и Казахстана в ВТО из-за снижения ввозных пошлин на импортную сельхозтехнику с 15 до 5% в сельскохозяйственном машиностроении странам ЕАЭС придется тяжело. Однако девальвация российского рубля и господдержка в рамках постановления правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 стимулировали в России наращивание выпуска комбайнов и тракторов. В 2014 г. на программы субсидирования закупки сельхозтехники российского производства было выделено 1,6 млрд. RUB, в 2015-м – 5,2 млрд., в 2016 г. – почти 10 млрд., на 2017-й запланировано 13,7 млрд. RUB. Стимулы оказались столь соблазнительными, что в про­шлом году компания «Новое Содружество» перенесла производство трактора Versatile-2375 из Канады в Ростов-­на-Дону.

Все это создает реальную угрозу позициям белорусских производителей на внешних рынках, несмотря на меры господдержки, полученные ранее и действующие сейчас. Правда, в прошлом году по оперативным статданным в республике было произведено 34,4 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства – на 0,3% больше, чем в 2015-м, а в I полугодии т.г. – 19,5 тыс. – на 2% больше, чем в январе–июне 2016 г. Но в то же время экспортировано было в 2016 г. 30,7 тыс. тракторов (на 3,6% меньше, чем в 2015-м), причем поставки в страны СНГ (куда ушло ѕ машин) снизились на 3,1%, а в страны вне СНГ– на 5,2%. В текущем году наблюдается позитивная динамика: по итогам 5 месяцев экспорт тракторов вырос в количественном выражении на 12,2% по сравнению с январем–маем 2016 г. (до 15 тыс. шт.), в т.ч. в страны СНГ – на 13,9%, а в страны вне СНГ – на 7,3%, причем цены в среднем увеличились на 8,1%.

На совещании Президент поинтересовался, какой видит правительство стратегию развития тракторостроения, какова сегодня экономическая ситуация на «Амкодоре» и МТЗ, в чем суть предложения о создании холдинга по производству сельскохозяйственных машин, взаимоувязано ли оно с действующими в стране производствами. Ставится вопрос: надо ли «ввязываться» в создание новых типов тракторов? Если да, то на какой базе их развивать: на базе имеющейся школы или создавать новую, пусть и при наличии на «Амкодоре» «отдельных элементов подобного опыта»?

При этом властям хочется избежать «нездоровой» конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, перетока кадров с одного предприятия на другое. По-видимому, вероятность появления здоровой конкуренции здесь не рассматривается. Зато Президента порадовало, что «наконец-то Правительство начинает предлагать проекты по китайским кредитам, связанные с материальным производством». Глава государства надеется, что именно материальное производство дает отдачу, прибыль и окупаемость кредитов. «В противном случае мы все эти кредиты можем положить на бюджет и потом надорваться: они окажутся неподъемными для нашего бю­джета», – заявил глава государства.

Заметим, что в последние годы такая судьба постигла ряд кредитов, связанных именно с материальным производством. Остается надеяться, что «тракторный» проект будет удачнее, чем цементный, стекольный или деревообработка.

По-видимому, на все поставленные вопросы были даны достаточно убедительные ответы. По итогам совещания принято решение создать в Беларуси производство тракторов с шарнирно-­сочлененной рамой. Власти уверены, что такая техника пользуется спросом на внешних рынках и Беларусь сможет составить конкуренцию зарубежным производителям, а потому проект имеет большие перспективы. Осталось уточ­нить, под каким брендом и на каком предприятии будут собираться новые машины. Один из вариантов – тесная кооперация «Амкодора» и МТЗ, что позволит объединить усилия лучших специалистов страны и избежать излишних расходов. Эти детали правительству поручено уточнить до 1 сентября.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений