$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Новый трактор особого назначения

28.07.2017

Пути развития белорусского тракторостроения могут измениться. Выбор возможных направлений обсудили 25 июля Президент Беларуси Александр Лукашенко и правительство.

Трактор с давних пор был одним из основных символов отечественной промышленности. Именно благодаря этой машине во многих странах знали о существовании Беларуси. Теперь правительство внесло на рассмотрение Президента предложения о выпуске на базе ОАО «Амкодор» новых видов тракторов в рамках создаваемого холдинга по производству сельскохозяйственных ма­шин. Этот проект потребует значительных инвестиций. Но дело не только в деньгах и создании новых моделей тракторов. «Мне нет необходимости говорить о значении этой отрасли для Беларуси. Она затрагивает интересы не только регионов нашей страны, но и в целом всего государства. Для смежных промышленных предприятий это весьма важно, локомотив их развития, – сказал А. Лукашенко. – От положения дел в сельхозмашиностроении во многом зависит работа всего сельскохозяйственного комплекса, экономики сельского хозяйства. Это, естественно, отражается и на социальной сфере».

Ранее сообщалось, что руководство «Амкодора» внесло предложение о создании нового завода по производству коммунальной и сельскохозяйственной техники. Предполагаемая стоимость проекта – 300–350 млн. USD, одним из источников  финансирования могут быть китайские инвестиции. Правительство настаивает на реализации этого проекта. Но, по-видимому, есть и иная точка зрения. Отсутствие единых подходов в развитии тракторостроения вызывает серьезные опасения, считает глава государства. Поэтому он потребовал объяснений и доказательств правильности выбираемого пути. Ведь принимаемое  решение должно вывести белорусские предприятия на более высокий уровень, создать новые и конкурентоспособные виды сельскохозяйственных машин.

К сожалению, ситуация в сельхозмашиностроении довольно напряженная и прежние проекты развития этой отрасли были не слишком успешны. Сейчас даже не принято вспоминать о тихо похороненной Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622, где декларировалось намерение освоить производство энергонасыщенных тракторов более высокой мощности, расширить модельный ряд малогабаритных тракторов, освоить производство новой их модификации с улучшенными дизайном и эксплуатационными характеристиками и выпуск нового поколения тракторной техники с электромеханической трансмиссией и современной бортовой электроникой.

В реальности использование производственных мощностей по выпуску тракторов для сельского и лесного хозяйства сократилось с 91,8% в 2011 г. до  41% в 2015-м, а их производство – с 66,8 тыс. до 34,3 тыс. в 2015-м. Такие данные были приведены в сборнике Белстата «Промышленность Республики Беларусь». Впрочем, аналогичная кар­тина наблюдалась и у соседей: в России за это время производство тракторов сократилось с 15 тыс. до 6,7 тыс., в Украине – с 6,4 до 4,1 тыс., а в Казахстане – с 1,3 тыс. до 1,2 тыс.

В Государственной программе раз­вития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы потребность в техническом переоснащении тракторами в течение 5 лет оценивается в 1500 единиц (по 300 в год), в т.ч. 500 с мощностью двигателя от 100 до 250 лошадиных сил и 1000 – более 250 лошадиных сил. Таким образом, все надежды белорусского тракторостроения связаны с внешними рынками.

Ожидалось, что со вступлением Рос­сии и Казахстана в ВТО из-за снижения ввозных пошлин на импортную сельхозтехнику с 15 до 5% в сельскохозяйственном машиностроении странам ЕАЭС придется тяжело. Однако девальвация российского рубля и господдержка в рамках постановления правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 стимулировали в России наращивание выпуска комбайнов и тракторов. В 2014 г. на программы субсидирования закупки сельхозтехники российского производства было выделено 1,6 млрд. RUB, в 2015-м – 5,2 млрд., в 2016 г. – почти 10 млрд., на 2017-й запланировано 13,7 млрд. RUB. Стимулы оказались столь соблазнительными, что в про­шлом году компания «Новое Содружество» перенесла производство трактора Versatile-2375 из Канады в Ростов-­на-Дону.

Все это создает реальную угрозу позициям белорусских производителей на внешних рынках, несмотря на меры господдержки, полученные ранее и действующие сейчас. Правда, в прошлом году по оперативным статданным в республике было произведено 34,4 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства – на 0,3% больше, чем в 2015-м, а в I полугодии т.г. – 19,5 тыс. – на 2% больше, чем в январе–июне 2016 г. Но в то же время экспортировано было в 2016 г. 30,7 тыс. тракторов (на 3,6% меньше, чем в 2015-м), причем поставки в страны СНГ (куда ушло ѕ машин) снизились на 3,1%, а в страны вне СНГ– на 5,2%. В текущем году наблюдается позитивная динамика: по итогам 5 месяцев экспорт тракторов вырос в количественном выражении на 12,2% по сравнению с январем–маем 2016 г. (до 15 тыс. шт.), в т.ч. в страны СНГ – на 13,9%, а в страны вне СНГ – на 7,3%, причем цены в среднем увеличились на 8,1%.

На совещании Президент поинтересовался, какой видит правительство стратегию развития тракторостроения, какова сегодня экономическая ситуация на «Амкодоре» и МТЗ, в чем суть предложения о создании холдинга по производству сельскохозяйственных машин, взаимоувязано ли оно с действующими в стране производствами. Ставится вопрос: надо ли «ввязываться» в создание новых типов тракторов? Если да, то на какой базе их развивать: на базе имеющейся школы или создавать новую, пусть и при наличии на «Амкодоре» «отдельных элементов подобного опыта»?

При этом властям хочется избежать «нездоровой» конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, перетока кадров с одного предприятия на другое. По-видимому, вероятность появления здоровой конкуренции здесь не рассматривается. Зато Президента порадовало, что «наконец-то Правительство начинает предлагать проекты по китайским кредитам, связанные с материальным производством». Глава государства надеется, что именно материальное производство дает отдачу, прибыль и окупаемость кредитов. «В противном случае мы все эти кредиты можем положить на бюджет и потом надорваться: они окажутся неподъемными для нашего бю­джета», – заявил глава государства.

Заметим, что в последние годы такая судьба постигла ряд кредитов, связанных именно с материальным производством. Остается надеяться, что «тракторный» проект будет удачнее, чем цементный, стекольный или деревообработка.

По-видимому, на все поставленные вопросы были даны достаточно убедительные ответы. По итогам совещания принято решение создать в Беларуси производство тракторов с шарнирно-­сочлененной рамой. Власти уверены, что такая техника пользуется спросом на внешних рынках и Беларусь сможет составить конкуренцию зарубежным производителям, а потому проект имеет большие перспективы. Осталось уточ­нить, под каким брендом и на каком предприятии будут собираться новые машины. Один из вариантов – тесная кооперация «Амкодора» и МТЗ, что позволит объединить усилия лучших специалистов страны и избежать излишних расходов. Эти детали правительству поручено уточнить до 1 сентября.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ