Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Приватизация
11.02.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый старт приватизации нефтехима

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО в начале февраля вновь заявил о скором начале приватизации нефтехимического комплекса нашей страны...

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО в начале февраля вновь заявил о скором начале приватизации нефтехимического комплекса нашей страны. Как выяснилось, простые граждане купить акции наиболее привлекательных предприятий не смогут, а остальные -- могут и не захотеть.

"Я утвердил решение о проведении конкурсов. Если конкурс не объявлен еще правительством, а правительство должно это сделать по моему поручению, он в ближайшие дни будет объявлен", -- заявил после совещания о работе целлюлозно-бумажной отрасли на встрече с журналистами А.Лукашенко. Однако куда интереснее даты было бы услышать о том, по каким правилам будут распродавать белорусскую нефтехимию, названную "фамильным серебром государства".

На него в разное время претендовали практически все крупные нефтяные и нефтехимические компании России. О своем желании приобрести НПЗ "Нафтан", способный ежегодно перерабатывать до 12 млн. тонн нефти, заявляли руководители ЮКОСа и ЛУКОЙЛа. Минимум трижды приезжал в Минск, пытаясь склонить чашу весов в свою сторону, глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. "СИБУР" и "Итера" столь же внимательно присматривались к предприятиям "Азот" и "Полимир".

Но все тщетно. Сроки и условия приватизации менялись неоднократно. В итоге решено оставить контрольные пакеты наиболее привлекательных предприятий в собственности государства, распродав оставшиеся акции мелкими пакетами. Эту модель приватизации планировалось реализовать уже к 1 августа 2002 года, но желающих выкладывать миллионы, не получая взамен возможности влиять на положение дел, не нашлось.

Во время борьбы за "Славнефть" дело как будто сдвинулось с мертвой точки. Во время очередной встречи с В.Богдановым А.Лукашенко подтвердил готовность вести переговоры об акционировании и приватизации предприятий нефтехимического комплекса. Одновременно Президентом было обещано "создать для компании "Сургутнефтегаз" все необходимые условия". Однако поскольку "Сургутнефтегаз" отказался от борьбы за принадлежащие Беларуси 10,83% акций "Славнефти", то и об особых условиях в компании, скорее всего, могут забыть. Вряд ли могут рассчитывать на какие-то преференции и покупатели российского госпакета -- ТНК и "Сибнефть". Акции у правительства РБ они купили, но заплатили за них на 43 млн. USD меньше, чем тот просил.

Говорят, что продать акции меньше чем за 250 млн. USD, власти Беларуси согласились лишь после того, как покупатели взяли на себя определенные "инвестиционные обязательства". Однако пресс-секретарь Сибнефти Алексей Фирсов сообщил, что никаких обязательств, связанных с участием в приватизации белорусской нефтехимии, компания на себя не принимала. Если это действительно так, то, похоже, А.Лукашенко решил попробовать старую тактику еще раз. "Контрольный пакет на этом этапе останется у государства, -- заявил сегодня Президент РБ. -- Это не очень устраивает инвесторов, они хотели бы по дешевке еще взять и контрольный пакет". Судя по всему, Президент намерен оставить контрольные пакеты в руках государства, а остальное продать втридорога: "Все хотят подешевле. Естественно, наше государство, заинтересовано в продаже акций подороже. Будем торговаться. Если нам ниже предложат цену -- мы не будем приватизировать эти предприятия... Ну не заплатят нам хороших денег -- мы и не будем торопиться их приватизировать. Вот такая открытая позиция нашего государства, которая продиктована Президентом Беларуси. Я не скрываю, что на этом настаиваю".

Начинать торговаться, по некоторым сведениям, намерены с отметок, вдвое, а то и втрое превышающих величину уставного капитала предприятий. У Нафтана, например, это 393,1 млрд. BYR, то есть около 225 млн. USD, однако президент Белнефтехима Иван Бамбиза в середине прошлого года оценивал завод куда дороже, заявив, что не продал бы его и за 800 млн. USD. Удастся ли правительству убедить российские компании выложить за не дающие реальной власти пакеты акций сотни миллионов долларов -- остается гадать, до официального оглашения условий и начальной цены говорить об участии в приватизации преждевременно. Зато известно, что белорусских граждан от участия в приватизации решено отстранить. Продавать акции будут только за деньги. От неконтрольных выставляемых на торги пакетов оторвут по 2,5--3% для работников приватизируемых предприятий, которые смогут купить их по льготной цене. Допускать к борьбе за наиболее привлекательные куски госсобственности обладателей приватизационных чеков "Имущество" и аккумулировавшие чеки фонды никто не намерен. А уже 1 июля 2003 года белорусские ваучеры, которые практически никуда нельзя вложить (непогашенными до сих пор остаются около 40% чеков), превратятся в простую бумагу.

Как известно, основу нефтехимического комплекса Беларуси составляют более 80 предприятий с общей численностью работающих около 130 тыс. человек, входящие в госконцерн "Белнефтехим". Крупнейшими из предприятий концерна являются НПЗ "Нафтан" (уставный капитал 393,1 млрд. BYR), Белшина (272,4 млрд. BYR) ПО "Азот" (211,1 млрд. BYR) и ПО "Полимир" (212,3 млрд. BYR). Доля химической и нефтехимической продукции, выпускаемой предприятиями Белнефтехима, составляет свыше 15% в общем объеме промышленного производства и свыше 25% -- в экспорте Беларуси.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by