Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
27.11.2015
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый стандарт национальных счетов: как резерв роста экономики©

С 1 января 2016 г. Национальный статистический комитет Беларуси начнет применять международный стандарт СНС-2008. Он разработан под эгидой Статистической комиссии ООН и учитывает последние тенденции мировой экономики, сообщает Белстат. На СНС-2008 перешли страны ЕС, США, Канада, план по внедрению СНС-2008 разработан у каждой из стран СНГ. В результате меняется оценка размера экономики благодаря изменению подходов к определению роли некоторых сфер деятельности и включению в расчет ненаблюдаемой экономики.

В обновленном стандарте предусмотрена принципиально новая трактовка ряда важных экономических операций, в т.ч. расходов на научно-исследовательскую деятельность, оборону, услуг финансового посредничества, услуг по проживанию в собственном жилище. Изменения коснутся всех трех методов расчета ВВП – производственного, использования доходов и формирования ВВП по источникам доходов.

Методологической основой для системы национальных счетов Беларуси в настоящее время является международный стандарт СНС-93. В соответствии с ним отражение расходов на науку, т.е. рыночный выпуск научных видов деятельности, включалось в промежуточное потребление тех видов деятельности, которые их использовали. В СНС-2008 результаты НИОКР, которые могут неоднократно использоваться в процессе производства, будут классифицироваться как валовое накопление, а те, которые невозможно использовать или не приносящие экономической выгоды (например, проведение социологического исследования), – как промежуточное потребление. Таким образом, при расчете ВВП производственным методом уменьшится промежуточное потребление и увеличится валовая добавленная стоимость. При расчете ВВП методом конечного использования уменьшатся расходы на конечное потребление сектора государственного управления и увеличится валовое накопление основного капитала. Влияние этого изменения на ВВП в динамике за 3 года ведет к росту ВВП в среднем на 0,5%.

СНС-2008 рекомендует классифицировать системы вооружения в качестве основных средств. При этом расходы на вооружение, срок использования которых превышает один год, должны быть перенесены из промежуточного потребления в валовое накопление, что приведет к увеличению объема ВВП, рассчитанного производственным методом. На использование это повлияет только в структуре.

Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом, в СНС-93 выделялись в отдельный вид экономической деятельности. Теперь их величина будет распределяться на промежуточное (производственный метод) и конечное потребление домохозяйств (метод конечного использования доходов), что приведет к изменению объема ВВП в ту или иную сторону.

Обновленный подход к учету услуг по проживанию в собственном жилище также приведет к росту ВВП. По методологии СНС-93 данные услуги оцениваются на основании общей площади жилищного фонда, находящегося в собственности физических лиц, и затрат по его эксплуатации. В соответствии с СНС-2008 для расчета условно исчисленной оплаты услуг по проживанию в собственном жилище будет применен метод затрат пользователей (т.е. если бы собственник сдавал жилье в аренду).

В соответствии с новыми методологическими подходами абсолютная величина белорусского ВВП за 2010 г. увеличится примерно на 3,3%, в 2011-м – на 3,6%, а в 2012-м – на 3,4% (с 530,36 трлн. Br до 548,17 трлн.). При этом темпы роста ВВП не изменятся, т.к. методологические изменения коснутся его величины как в базисном, так и в отчетном периодах. Обновленные подходы также отразятся в расчетах валового регионального продукта областей и г. Минска. Например, удельный вес столичного ВРП в ВВП страны за 2012 г. вырастет с 24,4% по СНС-93 до 25%, Минской области – сократится с 14,5 до 14,3%, а в остальных областях остается без изменений.

Особое внимание в рамках совершенствования показателей СНС уделено методике расчета ненаблюдаемой экономики. Белстат осуществляет досчет для наиболее полного охвата производства товаров и услуг в соответствии с международным стандартом. При этом оценивается только скрытая экономика, т.е. разрешенная законом, но преднамеренно скрываемая с целью утаивания доходов, и неформальная экономика, осуществляемая в основном на законном основании физическими лицами и ИП. Объем ненаблюдаемой экономики в 2013 г. составил 11% от ВВП.

На сегодняшний день большинство стран, внедривших СНС-2008, также включили незаконную деятельность в объем ВВП. Это производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда алкоголя, табака. Например, по правилам Европейской системы счетов (ESA), принятым в 1995 г., государства – члены ЕС могли указывать в расчетах ВВП доходы от проституции и продажи наркотиков еще с 1998 г. Однако обязательным это требование стало лишь в 2013 г. со вступлением в силу ESA-2010. В октябре прошлого года Европейское статистическое агентство Eurostat опубликовало пересчет объема ВВП стран ЕС по новым стандартам. Среднее расхождение в подсчетах ВВП за последние 17 лет по старому и новому принципу составило 3,4% в пользу последнего. В частности, размер экономики блока в 2010 г. вырос на 2,3%, из которых 1,9% принесли НИОКР, а остальное – расходы на вооружение и нелегальная деятельность. Тогда было подсчитано, что включение теневой экономики увеличивает ВВП, например, Германии за 2013 г. на 3% (в основном за счет нелегального рынка труда, поскольку достоверных данных об объемах наркоторговли и проституции в ФРГ нет), в Греции – на 2%, в Италии – на 1%, Великобритании – на 0,6%, а в ряде восточноевропейских стран ЕС – до 4–5%. Так, по расчетам британской Национальной службы статистики (ONS) по новым правилам ВВП страны увеличился в 2010 г. на 33 млрд. фунтов (55 млрд. USD), т.е. на 2,3%. Из этой суммы около 11 млрд. фунтов приходилось на неучтенный противоправный бизнес: 5,3 млрд. на проституцию (0,4% ВВП), 4,4 млрд. на наркоторговлю (0,3%) и свыше 1 млрд. фунтов – на прочее, включая контрабанду. В Италии местная статслужба Istat оценила теневой сектор в 15,5 млрд. EUR, из которых 10,5 млрд. приходится на наркоторговлю, 3,5 млрд. – проституцию, 300 млн. – контрабанду табачных изделий. В целом если включить все противоправные деяния в теневой бизнес в широком понимании, то размер ненаблюдаемой экономики составит 12,4% ВВП, или около 200 млрд. EUR в реальном выражении, заявила Istat.

Для Беларуси, как и для многих европейских стран, основная проблема учета незаконной деятельности – подбор адекватных источников информации. Оценка, произведенная на основе данных МВД и экспертных предположений, показала незначительный объем такой деятельности. Поэтому она не нашла отражения в составе ВВП, отмечает Белстат.

Роман КУНИЦКИЙ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений