$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Новый раунд раскрепощения

17.02.2017

Новый раунд раскрепощенияВласть в очередной раз собирается добиться реального улучшения условий ведения бизнеса. На совещании с членами рабочей группы по вопросам совершенствования контрольной деятельности и исключения излишних требований к бизнесу 14 февраля Президент Александр Лукашенко призвал добиться реального улучшения условий для деловой активности в Беларуси, «которое будет подтверждаться положительной оцен­кой со стороны субъектов хозяйствования».

Основным результатом этой общей работы должна стать не просто корректировка правовых актов. Глава государства призвал представителей деловых кругов честно и от­крыто рассказать о существующих проблемах, не опасаясь давления со стороны контролирующих и иных структур. «Вносите конструктивные пред­ложения и – самое глав­ное – ничего не бойтесь», – заявил А. Лукашенко.

У бизнеса накопилось немало проблем, значительную часть которых планировалось решить более 6 лет назад в рамках Директивы № 4. Тогда тоже декларировалось намерение раскрепостить деловую инициативу и творческий потенциал граждан ради блага экономики, повышения благосостояния и качества жизни. Но оказалось, что то ли «запас» административных барьеров и скорость их создания гораздо выше, чем темпы раскрепощения, то ли заниматься им всерьез чиновники вообще не торопились.

Теперь Президент выразил намерение лично заниматься этим процессом. «Минимальный набор нормативов, который действительно необходим для начала хозяйственной деятельности и идет «от жизни», буду утверждать лично, – заявил глава государства. – Субъекты хозяйствования должны четко знать свои обязанности и их объем. И на этом точка! Больше ничего от них требовать не смейте!» – заявил Президент.

Хотелось бы, чтобы субъекты хозяйствования, не ограничиваясь таким минимумом, заодно выучили свои права, которые одновременно (зеркально) являются обязанностями государственных органов и долж­ностных лиц, которым такой набор тоже стоит усвоить. Тогда, возможно, иные требования и барьеры, мешающие деловой активности, действительно без­возвратно исчезнут.

На совещании Президент определил основной принцип дерегулирования: «Чем больше начальник или министр ликвидируют разного рода нормативов, тем лучше будет для них. Не дай бог, перепроверяя, я обнаружу, что вы искусственно оставляете некоторые нормативно-правовые инс­трук­ции или излишне предложите мне этих проверок и контролей, вы работать не будете».

Залогом успеха данного процесса должен стать его открытый, публичный характер с максимально широким при­влечением общественности и бизнес-сообщества. При этом Президент потребовал, чтобы представители государственных органов «без раскачки вносили конкретные предложения».

Особое место в предстоящих преобразованиях отводится контролю. Глава государства требует, чтобы основной акцент делался на конечный результат, а не на проверку ради нее самой. «Работает предприятие, платит налоги, нет жалоб – не надо дергать людей, дайте им возможность заниматься делом», – сказал Президент. По его мнению, ненормально, когда, например, процесс производства пищевой продукции контролируют и ветеринары, и санитары, и Госстандарт, и иные органы. И при таком всеобщем контроле Президенту часто приходилось лично вскрывать факты грубейших нарушений. Достаточно один раз проверить предприятие, например, перед открытием, на основании четкого перечня нормативов и больше не ходить туда с ревизиями и проверками, считает глава государства. «Дальше, по закону, ответственность на руководителе, – подчеркнул Президент. – И если через общество, СМИ поступила информация (или оперативная), но не «дутая», идите и встряхните так, чтобы тысячный услышал и ему стало плохо».

Грамотная организация сис­темы контроля является важнейшим фактором привлечения инвесторов, и сегодня сама жизнь требует оптимизации числа проверяющих и пересмотра принципов их работы. Между тем, помимо плановых проверок, график которых ежегодно фор­мируется КГК, существует огромное количество внеплановых проверок, на долю которых приходится почти 80% контрольных мероприятий. «Напомню руководителям, дававшим такие распоряжения: если законы действительно не соблюдаются, значит, вы неэффективно занимаетесь профилактикой их нарушений», – заявил А. Лукашенко. Он потребовал, чтобы все внеплановые проверки перестали быть «лазейкой» для контролирующих структур, способных парализовать любую компанию. Для этого надо повысить ответственность контролеров.

Заметим, что широкая воз­можность назначать внеплановые проверки прямо предусмотрена Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Так что руководители контролирующих органов лишь воспользовались пред­ставленными им полномочиями. Кстати, в п. 5 Директивы № 4 было завещано придать контрольной деятельности предупредительный характер, активизировать профилактику правонарушений, добиться, чтобы проверки не мешали проверяемым компаниям работать, а их руководители имели право на деловой риск. Но эти благие пожелания сбылись лишь частично, а проблемами декриминализации экономических преступлений и соразмерности ответственности за них характеру правонарушения всерьез пытаются заняться лишь сейчас.

Сократить предписано и число плановых проверок. Скажем, в прошлом году их проведено порядка 50 тысяч, т.е. проверен каждый восьмой субъект хозяйствования. Это очень много для столь компактного государства, считает Президент. Также глава государства потребовал реорганизовать ведомственный контроль, который в основном занимается проверками по поручениям правоохранительных органов. «При этом не понятно, чем тогда у нас занимаются сами силовики?» – задал вопрос Президент. Например, по поручению МВД Минфин проводил ревизию «Белагросервиса». Для этого пришлось назначить более 800 встречных проверок сельхозпредприятий. Из них более 300 уже проведено, но результата не дали. «Получается, Минфин изучает документы, а милиционеры и следователи сидят и ждут, когда им принесут готовую информацию, – заметил Президент. – Если кому-то в силовых ведомствах надо проверить организацию – создавайте оперативно-следственную группу и работайте. При необходимости вклю­чите в ее состав сотрудника Минфина или другого органа. Но 1–2, а не весь штат».

Также глава государства напомнил, что контрольные функ­ции не должны осуществляться ком­мерческими организациями: «Это прерогатива государства. Но сегодня оно порой делится своими правами. Так, Минздрав при проверках производства лекарств привлекает РУП «Белфармация». То есть коммерческая организация проверяет своих конкурентов».

Напомним, службы ведомст­венного контроля создавались в соответствии с Указом Президента от 25.05.2000 № 293 и реорганизованы Указом Президента от 22.06.2010 № 325. Видимо, тогда считалось, что они зачем-то нуж­ны. А использование государственных коммерческих организаций для проверок, сертификации, аттестации, оказания обязательных услуг, отказаться от которых не позволяет законодательство или откровенный нажим чиновников, так давно стало привычной практикой, что воспринимается бизнесом как нечто неизбежное.

На совещании Президент по­требовал упростить требования к ведению бизнеса, в т.ч. в сфере лицензирования и административных процедур, которых сегодня насчитывается более 900. В част­ности, глава государства особо отметил трудности, связанные с открытием объектов общепита. Также велено разобраться с множеством технических актов, которых накопилось свыше 6,5 тыс., в т.ч. более 500 обязательных. По мнению Президента, ряд требований вполне можно отменить или упростить, чтобы не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. «Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых – это зацепка для контролера и повод наказать предприятие», – заявил А. Лукашенко.

Госорганы тут же принялись за дело. 14 февраля глава Минстройархитектуры Анатолий Черный сообщил о намерении на 40% сократить количество действующих обязательных технических нормативных правовых актов. Обещается актуализовать действующие строительные нормы и упростить порядок согласования перепланировки квартир. Готовы заняться либерализацией условий введения бизнеса и в МАРТе. Планируется переформатировать работу торговой инспекции, ориентировав ее на вопросы антимонопольного законодательства. Совместно с Мин­здравом и при активном участии бизнес-сообщества разработаны новые санитарные нормы и правила.

Деловое сообщество с энтузиазмом восприняло новые веяния и вновь готовит не раз направлявшиеся предложения по демонтажу 2 десятилетия строившейся системы – по кирпичику, по барьерчику, по процедурке…

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН