$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НОВЫЙ РАССВЕТ «Свiтанка»

18.01.2011

В 2010 г. ОАО «Свiтанак» развивало сеть фирменной торговли, что помогло поддержать продажи на внутреннем рынке. Предприятие укрепляло сотрудничество с зарубежными партнерами в странах СНГ и искало новые регионы сбыта, сообщили корреспонденту его специалисты.

В 2010 г. ОАО «Свiтанак» увеличило производство товаров на 19,1% в сравнении с прошлым годом, до 148,5 млрд. Br в сопоставимых ценах (19,7 млн. изделий). По словам директора предприятия Инны Малиновской, с одной стороны, прирост обеспечило повышение производительности труда за год на 18,4%. «Только за счет автоматизации ручных процессов пошива эффективность производственного персонала выросла на 10%», — уточнила она. С другой стороны, рост производства подкрепило введение системы размещения заказов на пошив одежды под торговой маркой «Свiтанак» на других швейных предприятиях. Сейчас фабрика сотрудничает с 6 подрядчиками, доля которых в общем объеме производства составляет 21,5%.

Спрос на товары на рынке РБ оставался на уровне прошлых лет, однако ограниченная емкость внутреннего рынка потребовала активнее развивать сеть фирменной торговли. Для поддержания стабильного объема реализации за 3 года ОАО «Свiтанак» расширило внутреннюю сбытовую сеть с 12 до 19 магазинов. В 2010 г. на внутренний рынок было отгружено 10,7 млн. изделий на 78,4 млрд. Br, что на 29,6% больше, чем в прошлом году. Рентабельность реализованной продукции по итогам 11 месяцев 2010 г. достигла 20,6% (на 2,8 п.п. выше задания). Запасы готовой продукции на складе на 1.01.2011 г. составляли 12,8 млрд. Br, или 103,8% к среднемесячному объему производства (при нормативе 104,8%).

В 2010 г. белорусам продано 54,5% выпускаемого трикотажа. «Ассортимент товаров сейчас сбалансирован, поэтому новые виды изделий в производство не внедрялись», — говорит И.Малиновская. Но обновление ассортимента, по сведениям экономистов, составило в 2010 г. 60% и коснулось 1,3 тыс. моделей. «Мы осваиваем новые виды сырья, полотен, отделки и т.д., — комментирует заместитель директора по маркетингу Лариса Бондарева. — Кроме того, предприятие стало выпускать под заказ торговли модели женского белья больших размеров (до 68), что стало нашим конкурентным преимуществом». Цена на продукцию до ноября оставалась стабильной, однако с ростом стоимости сырья (хлопок подорожал в течение года в 2,5 раза) увеличилась к концу отчетного периода в среднем на 10–15%.

Ограниченные возможности по наращиванию поставок на внутренний рынок стимулируют поиск новых экспортных ниш. В 2010 г. отгрузки за рубеж выросли на 34,6% относительно уровня прошлого года, до 24 млн. USD (8,9 млн. изделий), опередив плановое задание на 4,6 п.п. Сальдо внешнеэкономической деятельности сложилось положительное и составило 16,4 млн. USD, соотношение экспорт/импорт — 3,2 раза. Стабильно высоки продажи в Россию, доля которой в общем объеме экспорта составила в 2010 г. 91,3%, а в общем объеме продаж товаров — 40%. В РФ трикотаж продается через сеть собственных торговых домов, а также посредством крупных дилеров. Поставки в страны СНГ (кроме РФ) в 2010 г. выросли в 2,5 раза по отношению к 2009 г. (в основном за счет расширения сотрудничества с Украиной), но составляют пока лишь 1,7% отгрузок, в страны Балтии — 2,6%, на рынки дальнего зарубежья (Италия, Германия, Нидерланды) — 5%. Наиболее перспективным рынком сбыта была Украина, куда отгружено товаров на 144 тыс. USD, в 3,8 раза больше, чем годом ранее. «Емкость украинского рынка все еще велика, поэтому он остается приоритетным для нас и в 2011 г.», — отметила Л.Бондарева. В планах — налаживание сотрудничества с Казахстаном. Товарообмен со странами Таможенного союза должен упроститься, ожидают на предприятии. Падение таможенных барьеров, рассчитывают маркетологи, снизит логистические затраты. Сейчас служба занята поиском новых торговых партнеров на казахстанском рынке.

Для повышения эффективности маркетинга в 2010 г. на основании аттестации сотрудников была проведена реструктуризация маркетинговой службы и сформировано несколько специальных групп: управления маркетингом, по сбыту товаров в Россию и страны СНГ, по ведению внешнеэкономической деятельности, по исследованию рынков. Маркетинговый блок объединил три отдела: разработки нового ассортимента, рекламы и реализации. «Теперь разработка, продвижение и сбыт подчинены коммерческим целям и управляются централизованно, — говорит Л.Бондарева. — Это укрепило ответственность всех отделов за конечный результат». С 2010 г. маркетинговая служба комплектуется новыми сотрудниками со специальным образованием. Согласно корпоративному плану переподготовки руководителей и специалистов службы маркетинга, 2–3 человека ежегодно повышают квалификацию, обучаясь по специальным программам. Одновременно предприятие обновило методы стимулирования персонала, разработало систему премирования в зависимости от результатов работы для сотрудников отдела продаж. Среднемесячная зарплата на предприятии за январь–ноябрь 2010 г. составила 1116,3 тыс. Br (375 USD), что на 37,5% выше, чем годом ранее.

К настоящему времени предприятие обновило значительную часть швейного оборудования, модернизировало красильно-отделочное и вязальное производство, укомплектовало технопарк машинами ведущих производителей из Германии, Нидерландов, Швейцарии и Италии. Производственные мощности позволяют выпускать свыше 3,4 тыс. т трикотажного полотна и около 20 млн. изделий ежегодно. За 11 месяцев 2010 г. в основной капитал инвестировано 6,8 млрд. Br (при годовом задании 5,3 млрд. Br). Обновилось основное технологическое оборудование (для производства бархатоподобного полотна, красильное, вышивальное и т.д.) и офисная техника. В 2011 г. около 2,5 млн. EUR кредитных ресурсов планируется направить на приобретение раскройного комплекса, швейных и вязальных машин, автоматы для штучной печати.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ