$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НОВЫЙ ПОРЯДОК ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ ©

13.04.2012

Постановлением Совмина от 26.03.2012 № 261 определен порядок выбора в Беларуси поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) путем электронных торгов (электронных аукционов) на 2012 г.

Новый документ «принимает» эстафету у аналогичного постановления Совмина от 30.12.2010 № 1923, определявшего такой порядок на 2011 г., и в основном копирует его. Новшеств появилось немного. Скажем, вместо направления индивидуальных приглашений производителям (подрядчикам, исполнителям) по списку (выписке из списка), содержащемуся в задании на закупку, заказчиков обязали размещать их на электронной торговой площадке. Содержание аукционных приглашений дополнено требованием включения в него начальной цены электронного аукциона в случае, если в качестве таковой заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет ориентировочную стоимость закупки.

Появились некоторые различия в порядке проведения аукционов в зависимости от величины госзакупки. Например, срок представления аукционных предложений не может быть менее 20 календарных дней со дня размещения аукционного приглашения в случае, если ориентировочная стоимость закупки более 3 000 базовых величин, и 10 дней — если сумма меньше этого порога. Дифференциация по срокам, увязанная со стоимостью предмета закупки, установлена и при внесении изменений и дополнений в аукционные предложения.

Усиливается защита государственных интересов от недобросовестных претендентов путем ужесточения дисциплины участников с использованием аукционного обеспечения. Для этого помимо банковской гарантии, которую вправе требовать заказчик (организатор, уполномоченная организация), может использоваться перечисление денежной суммы оператору электронной торговой площадки. При этом в случае неисполнения участником, сделавшим последнюю (предпоследнюю) ставку, обязательства по заключению договора о госзакупке внесенная сумма не позднее 3 рабочих дней со дня получения оператором электронной торговой площадки соответствующего уведомления от заказчика (организатора, уполномоченной организации) перечисляется в бюджет, за счет средств которого предусмотрено финансирование госзакупки. При предоставлении в качестве аукционного обеспечения обязательства в виде банковской гарантии оператор не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления передает эту гарантию лицу, в пользу которого она выдана и которое обеспечивает перечисление соответствующей суммы в бюджет.

Применение электронного порядка госзакупок требует от участников более внимательной подготовки аукционных предложений, которые при нарушении правил оформления могут быть отклонены.

Перечень случаев признания электронного аукциона несостоявшимся дополнен случаем отказа участника, выбранным победителем, от подписания договора.

Повышению прозрачности электронных госзакупок должна способствовать норма, согласно которой в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня завершения электронного аукциона или принятия решения комиссией о признании его несостоявшимся либо отмененным, заказчик (организатор, уполномоченная организация) размещает на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», а также на электронной торговой площадке сообщение о результате процедуры в порядке, установленном законодательством для размещения информации о госзакупках.

Впрочем, эффективности применения электронных технологий больше помогло бы развитие конкуренции в данной сфере, увеличение числа потенциальных участников. Более разнообразный выбор поставщиков и товаров способствовал бы снижению цен и, следовательно, экономии казенных средств. Между тем опыт прошлых лет показывает, что качество прежнего порядка проведения электронных аукционов оставляло желать лучшего. Подавляющее большинство процедур на электронных торговых площадках признавались несостоявшимися, причем, как правило, из-за отсутствия предложений.

Например, по этой причине в конце марта не состоялись закупки на площадке Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Витебским райисполкомом внедорожника (начальная цена аукциона 315 млн. Br), Национальным историко-культурным музеем-заповедником «Несвиж» — микроавтобуса (349 млн. Br), отделом образования Полоцкого райисполкома — офисного оборудования и вычислительной техники для школ (110 млн. Br), Белыничским домом-интернатом для престарелых и инвалидов — перчаток латексных (9 млн. Br). В связи с отсутствием предложений фатально не везло в госзакупках различных товаров учреждениям здравоохранения. К примеру, Ельская центральная районная больница поставила «рекорд» такого невезения — не состоялось около 30 объявленных ею электронных аукционов по закупке продуктов питания.

Разумеется, это не значит, что в Беларуси нет компаний, торгующих автомобилями, компьютерами и продовольствием, или они не в состоянии освоить премудрости электронной торговли. Однако менеджеры этих организаций признаются, что их прежде всего не устраивает платное участие в процедурах.

Кстати, негативное влияние данного фактора уже признано в России, где взимание платы за участие в электронных аукционах теперь не допускается. Сделать это рекомендовано и Беларуси, однако мы к мнению партнера по Таможенному союзу прислушиваться, похоже, не собираемся: как и ранее, за обеспечение проведения электронных аукционов в 2012 г. будет взиматься плата. Так что ни массового притока новых участников электронных госзакупок, ни резкого повышения их эффективности ожидать не стоит.

Михал СТЕЛЬМАК