Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый План счетов на подходе

С 1 января 2004г. на территории республики вводится в действие новый Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Минфина от 2003-05-30г. N 89, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте...
С 1 января 2004г. на территории республики вводится в действие новый Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Минфина от 2003-05-30г. N 89, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте. Документ обязателен для применения организациями всех отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм (кроме банков и иных кредитных организаций, учреждений, состоящих на государственном бюджете). Об организационной структуре "новой конституции" белорусского бухгалтера, о месте и роли подготовленного документа рассказала корреспонденту газеты заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина Анна КРУПНОВА.

-- Анна Васильевна, чем была вызвана необходимость пересмотра Плана счетов 1992г.? Какие факторы сыграли решающую роль?

-- Среди основных факторов, предопределивших проведение данной работы, хотелось бы отметить развитие рыночных отношений в народном хозяйстве, методологии бухучета; активную работу по гармонизации национальных стандартов с международными.

Сегодня к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов предъявляются совсем иные требования. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухучета, что с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, заимодавцев, кредиторов и др.) выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях и финансовых результатах ее деятельности, что затрагивает систему бухгалтерской отчетности в первую очередь. Для решения подобных задач, встающих перед отчетностью, требуется рационализация порядка систематизации и накапливания информации, т.е. совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухучета.

Например, предусмотренный Планом счетов 1992г. порядок учета прибыли не обеспечивает системного формирования данных, необходимых для подготовки отчета "О прибылях и убытках", полезного акционерам и другим инвесторам. В частности, сальдо сч.80 "Прибыли и убытки", полученное по его правилам, не характеризует ни величину чистой прибыли отчетного года, ни размер нераспределенной прибыли. По существу, это сальдо -- лишь промежуточный показатель, и для удовлетворения потребностей акционеров в информации о действительной сумме прибыли, подлежащей распределению, необходимы многочисленные корректировки.

Интерес к управленческой информации повышается у предпринимателей по мере осознания ими требований и механизмов рыночной экономики, развития навыков работы в ней. Поэтому и нужна определенная перестройка системы счетов. Так, требуется обеспечить возможность организовывать при необходимости обособленную систему счетов для управленческого (производственного) учета.

С развитием элементов нового хозяйственного механизма значительно изменяются представления о тех или иных объектах бухгалтерского учета. Это приводит к трансформации и последующему пересмотру многих правил и методик, в которых предусматриваются новые способы оценки активов и обязательств, их квалификационные и классификационные признаки. По мере совершенствования практики бухучета и стабилизации законодательства уточняется характеристика различных учетных объектов, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изменения состава и содержания синтетических и аналитических позиций в Плане счетов, а также порядка записей на счетах. Речь идет, например, о методике отражения операций по договорам доверительного управления имуществом, простого товарищества; операций имущественного найма (аренды); взаимоотношений организаций, входящих в одну группу и др.

Активная и целенаправленная работа по сближению отечественной учетной практики с международно признанной практикой бухучета придает пересмотру Плана счетов особую актуальность. Принятое Совмином решение об ориентации на международные стандарты финансовой отчетности (постановление от 4.05.1998г. N 694) предопределяет необходимость значительных изменений процесса формирования финансовой информации. Белорусская система бухгалтерского учета должна обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой отчетности по МСФО, или как минимум сопоставимых с показателями, полученными на основе этих стандартов.

-- Как известно, в настоящее время у нас существует трех-уровневая система нормативного регулирования бухучета. Какое место в этой системе отводится новому Типовому плану счетов? Какие вопросы бух-учета он будут решать: теоретические или все же "технические"?

-- Действительно, при подготовке документа был поднят вопрос о его значимости. Ранее План счетов строился как свод практически всех правил ведения бухучета. В Инструкции по его применению приводилось полное описание большинства способов и процедур учета, например, порядок формирования фактической себестоимости заготовления и приобретения материалов, механизм контроля за подотчетными суммами. Инструкция рассматривалась в качестве бухгалтерского устава или кодекса, в котором расписывался практически каждый шаг бухгалтера.

 При работе над новым Типовым планом счетов подтвержден, а в некоторых случаях более последовательно реализован подход, согласно которому этот документ устанавливает общий порядок отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухучета. Он оформляет общий концептуальный подход к построению системы счетов. Поэтому Типовой план счетов 2004г. претендует на особое положение среди нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Инструкция по его применению содержит краткую характеристику синтетических счетов. По каждому счету представлены: структура и назначение, экономическое содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении наиболее распространенных хозяйственных операций, связи (корреспонденция) счета с другими счетами.

Обратим внимание, что и Типовой план счетов, и Инструкция не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения, учетных процедур. Все это сфера деятельности иных составляющих системы нормативного регулирования бухучета -- положений, методических указаний, рекомендаций, разъяснений, комментариев и др. документов Минфина.

-- Содержит ли новый документ какие-то концептуальные отличия от ныне действующего Плана счетов в плане подчиненности счетов, их кодирования и т.п.?

-- Как и прежде, синтетический счет будет иметь двухзначный код. Структура Типового плана счетов также не изменилась. Она иерархическая: синтетический счет -- субсчета -- аналитические счета. Синтетические счета представляют верхний предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни; дальнейшее обобщение несущественно для целей текущего учета и относится к балансовому обобщению.

Аналитические счета, наоборот, содержат низший предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни, выход за который означает переход из бухгалтерского в оперативно-технический учет. В Плане счетов рекомендована также номенклатура субсчетов. Они выбираются организацией самостоятельно исходя из потребностей управления, контроля и анализа. Точно так же разрабатывается и аналитика.

-- Каким образом организации смогут определять необходимый перечень синтетических счетов?

-- Возможность и механизм регулирования состава синтетических счетов организации должны будут осуществляться в рамках избранной учетной политики. Все синтетические счета подразделяются на две условные группы: унифицированные и индивидуальные. Первые -- это счета финансовой бухгалтерии. Они являются обязательными и применяются всеми организациями без изменений. При необходимости можно по согласованию с Минфином вводить дополнительные позиции. Индивидуальные счета -- счета управленческой (производственной) бухгалтерии. Организации исходя из специфики деятельности самостоятельно выбирают те из них, которые необходимы для осуществления внутреннего управления и контроля. Количество синтетических счетов организации вправе устанавливать в зависимости от содержания реального процесса хозяйственной деятельности.