$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Новый наряд ВЭД

01.04.2008

Принятие Указа Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» знаменует собой новую веху в развитии законодательства о внешней торговле. Этот нормативный акт учитывает проблемы и практику применения своего предшественника — Указа от 4.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» и открывает очередной этап развития внешнеторгового законодательства.

Указ № 178 вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования и с этого же дня утратит силу Указ № 7.

Новый документ вводит новые и уточняет ранее действовавшие нормы и правила и в определенной степени систематизирует новые подходы в государственной политике регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. При этом Указ № 178 не только решает ряд спорных моментов, но и является шагом в либерализации хозяйственного законодательства.

Прежде всего отметим сокращение количества агентов валютного контроля. Ранее таковыми по Указу № 7 считались Комитет госконтроля, Нацбанк, ГТК, МИД, Минторг, облисполкомы и Мингорисполком. Совет Министров также мог определять и иные органы госуправления, объединения, подчиненные Правительству РБ, предоставляя им соответствующие контрольные функции. Теперь функциями агентов обладают лишь Комитет госконтроля, ГТК и Нацбанк. Уполномоченные банки будут исполнять соответствующие функции по контролю за проведением внешнеторговых операций только в рамках указаний и требований Нацбанка и нормативных актов, определяющих возможность проведения тех или иных расчетных и финансовых операций.

Указом № 178 введен ряд новых определений и требований. Изменились и некоторые вопросы погашения обязательств, в частности, в отношении возможности перевода долга и уступки требования по внешнеторговым операциям. Фактически сделана попытка введения системы исключительно прямых расчетов по внешнеторговым операциям: денежные средства от экспорта должны быть зачислены исключительно на банковский счет экспортера, а оплата импортируемых товаров, работ и услуг будет производиться только со счетов импортеров. В то же время сняты ограничения по расчетам исключительно через банки, в которых зарегистрированы паспорта сделок. Т.е. возможно проведение оплаты за импорт не только через обслуживающий резидента банк, но и через банк, предоставивший кредит. Допускается проведение расчетов через счета, открытые в иностранных банках за пределами республики. Возможность перевода долга и уступки требования по внешнеторговым операциям принципиально остается, но уже в менее широком диапазоне. На практике при трехсторонних взаимоотношениях сохраняется основное правило «один резидент, два нерезидента» которое, действовало и ранее.

Отдельно остановимся на возможности проведения зачетов во внешнеэкономической сфере. Во-первых, снято ограничение на возможность проведения зачетов только при импорте сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, оборудования и энергоносителей, используемых для собственного производства, и следовательно, импортеры-оптовики теперь могут полноправно использовать тот способ прекращения обязательств, что раньше был доступен только товаропроизводителям. Во-вторых, фактически появилось ограничение на проведение зачета исходя из сущности договоров, по которым возникли встречные задолженности: Указ № 178 определил, что зачет может быть произведен только по двусторонним внешнеторговым договорам, следовательно, невозможно провести зачет, погасив задолженности, одна из которых образовалась по договору купли-продажи или поставки, а вторая — по договору аренды, займа, лизинга или иной сделке, не являющейся внешнеторговой.

Примечательно также и то, что в рамках Указа № 178 снялась проблема с вычетом из причитающихся к переводу в Республику Беларусь платежей налогов, подлежащих уплате на территории иностранного государства в соответствии с иностранным законодательством, что ранее было настоящей головной болью для многих экспортеров работ и услуг, которые были вынуждены обходить этот момент через специальные формулировки и условия заключаемых договоров, чтобы не быть виновными в непоступлении выручки от экспорта.

Таким образом многим белорусским организациями придется пересмотреть схемы работы с нерезидентами.

Одним из наиболее значимых изменений станет передача обязанностей по регистрации паспортов сделок банкам, что существенно повысит для них нагрузку и риск. Ведь Указом № 178 предусматривается административная ответственность банков и их должностных лиц за неправомерный отказ в регистрации паспорта сделки.

Регистрация статдекларации и грузовой таможенной декларации, как и ранее, будет производиться таможенными органами.

Указом № 178 изменены нижние стоимостные пределы для оформления документов валютного контроля. Теперь регистрация паспорта сделки будет производиться только в случае, если общая стоимость товаров по договору превысит 3000 евро (ранее — 1500 евро), а статдекларации — если стоимость товаров передаваемых по одной накладной в рамках одного внешнеторгового договора составляет 1000 и более евро (по Указу № 7 — 200 евро). При совершении внешнеторговой сделки на торгах ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ регистрация паспорта сделки будет производиться независимо от суммы сделки.

Резиденты по-прежнему обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме по импорту — не позднее 60 дней с даты оплаты, по экспорту — не позднее 90 дней с даты отгрузки. При этом при экспорте продукции более нет исключения для договоров комиссии, по которым ранее такой срок мог составлять 180 дней. Интересно, что установленные Указом № 178 сроки исчисляются согласно времени часового пояса, в котором находится Беларусь. Так что нашим контрагентам придется сверить часы.

Сроки прекращения обязательств могут быть продлены по объективным причинам, подтвержденным документально, Нацбанком (его главными управлениями по областям), а не Минторгом, как это предусматривал Указ № 7, до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее совершения. Правила продления будут установлены Нацбанком по согласованию с Комитетом госконтроля.

Отметим, что Указ № 178 не применяется и торговые операции не считаются внешнеторговыми, если они сводятся к приобретению товаров, работ и услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности:

— проводимые представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами, консульскими учреждениями РБ, находящимися за пределами нашей страны, для собственных нужд;

— проводимые на территории РБ через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физлицами-нерезидентами;

— расчеты по которым осуществляются индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами РБ;

— расчеты по которым осуществляются через банки-нерезиденты.

Последнее исключение представляет особый интерес, так как проводить расчеты через банки-нерезиденты из-за множества ограничений до сих пор было практически невозможно.

Можно констатировать, что ряд норм Указа учитывает многие современные особенности практики внешнеторговой деятельности и должен способствовать их успешному проведению. Будем надеяться, что это позитивно скажется на результатах белорусских экспортеров и импортеров.

Владимир Несмашный, юрист, директор юридической Компании «Элайнс Груп»


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях