$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НОВЫЙ НАРЯД ПРИВАТИЗАЦИИ©

07.02.2012

Активизировать приватизацию госпредприятий в текущем году потребовал от Госкомимущества вице-премьер Сергей Румас, выступая на коллегии этого ведомства. Чем раньше это будет сделано, тем больше у республики шансов развиваться быстрее, по современным мировым технологиям, убежден вице-премьер. Однако чтобы решить столь масштабную задачу, нужно преодолеть годами сложившиеся стереотипы.

Перечень стратегических предприятий, от продажи которых запланировано получить 2,5 млрд. USD, правительство представит главе государства уже на этой неделе. Предполагается, что в 2012 г. будет приватизировано 133 предприятия, из которых 83 — непроданных в 2011-м. «Учитывая, что большинство из них малоэффективны, а то и убыточны, очевидно, что опять могут возникнуть проблемы с их реализацией. Придется искать более эффективные механизмы продажи, чем применявшиеся до сих пор».

Один из них — расширение применения рыночной оценки предприятий, выставляемых на торги. Проект постановления Совмина, которым предлагается изменить подходы к оценке предприятий, будет внесен в правительство в ближайшие дни, сообщил на коллегии руководитель ГКИ Георгий Кузнецов. Он напомнил, что до сих пор по рыночной стоимости продавались объекты лишь в Минске и областных центрах, в этом же году запланировано распространить такую практику на всех. Подготовка акционерных обществ к оценке уже начата. Однако объектов много, а аттестованных оценщиков в республике на 1.01.2012 г. насчитывается всего 874. Заметим, что в 2009–2011 гг. было прекращено или отказано в продлении действия 181 свидетельства. У оставшихся недостаточно опыта рыночной оценки бизнеса. К тому же государственный статус ряда организаций, занимающихся оценкой, заставляет инвесторов сомневаться в непредвзятости их суждений. С другой стороны, белорусские власти порой отказываются признавать результаты оценки, проведенной авторитетными международными компаниями, если они не совпадают с заранее названной «свыше» цифрой. Пример тому — ситуация с ОАО «МАЗ». Теперь на коллегии Минпрома вице-премьер Владимир Семашко сетует, что переговоры об объединении белорусского автогиганта с российским «КамАЗом» слишком затянулись (не в последнюю очередь из-за желания наших властей получить оценку ближе к когда-то названным 3 млрд. USD).

Недовольны в правительстве и качеством управления акционерным капиталом, находящимся в госсобственности. 724 представителя государства в 784 ОАО работают с низкой эффективностью, заявил С.Румас, что не позволяет грамотно проводить экономически выгодную для государства политику в управлении этими обществами. Лишь 500 из них по итогам прошлого года получили прибыль, с которой в бюджет на принадлежащие государству акции перечислено 1,5 трлн. Br дивидендов. Но из этой суммы 67% дал Беларуськалий и 16% — Белтрансгаз. Остальные принесли в казну 260 млрд. Br дивидендов, тогда как господдержки получили на 3 трлн. Br. Поэтому правительство ждет от Госкомимущества предложений по исправлению положения, основанных на передовом международном опыте. Кстати, этот опыт свидетельствует, что независимые советы директоров работают куда лучше, а потому, например, в России в 2011 г. шла интенсивная замена в этих органах АО с долей государства чиновников на независимых профессионалов.

У нас об этом речь пока не идет. В ГКИ надеются повысить эффективность и прибыльность госпредприятий за счет опережающего роста производительности труда над ростом зарплаты, материального стимулирования работников; обновления производственной базы; импортозамещения и исключения посредников при закупках. Заметим, что все эти меры не решают ключевого противоречия: чем больше прибыли хотят изъять акционеры (в т.ч. — государство), тем меньше ресурсов остается для развития предприятия. К тому же нюансы отечественного бухучета позволяют (а иногда — заставляют) выводить прибыль, существующую лишь на бумаге, но не обеспеченную реальными активами.

Не видно пока результата от другого эксперимента — проекта «народного» IPO Минского завода игристых вин. Власти надеются, что этот проект придаст импульс развитию рынка ценных бумаг и формированию среди широких слоев наших граждан класса собственников. Кстати, зарубежный опыт здесь тоже противоречив. Например, в России участники «народного» IPO, банка ВТБ понесли серьезные убытки, купив акции, обесценившиеся вскоре на треть. Теперь, 2 года спустя, премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает компенсировать акционерам эти убытки. Однако у нас подобные широкие жесты вряд ли будут по карману бюджету или самому ОАО. Многие ли белорусы готовы рискнуть своими деньгами?

Более реально выглядит задача расширения вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества. Вице-премьер призвал органы госуправления теснее взаимодействовать в этом вопросе с предпринимателями, особенно при использовании имущества бывших военных городков. Власти хотели бы привлечь частные структуры к развитию обособленных территорий. А потому Госкомимуществу и прочим госорганам предписано конструктивно прорабатывать каждое предложение бизнес-союзов по организации деятельности на конкретных объектах в тесном взаимодействии с предпринимателями, готовыми их использовать. С.Румас напомнил, что в прошлом году вовлечено в хозяйственный оборот лишь 61% объектов республиканской собственности от запланированного, что свидетельствует об отсутствии механизма последовательного высвобождения от неэффективного и неиспользуемого имущества.

Между тем, предприниматели с большим энтузиазмом отнеслись бы к решению вопроса с выкупом ныне арендуемых ими объектов — если власти предложат приемлемые условия. Но тут дальше обещаний дело пока не идет.

Однако первый заместитель председателя ГКИ Сергей Пятков полагает, что дела идут неплохо: в 2008 — 2011 гг. благодаря планомерной работе доля неиспользуемого госимущества снизилась вдвое. Так, в 2011 г. в хозяйственный оборот вовлечено 2 144 объекта недвижимости — 70% запланированного; законсервированы 788 объектов, снесены и демонтированы — 1122. Сейчас подготовлен проект указа, нормы которого позволят активизировать вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества, дадут дополнительные полномочия местным властям в этом вопросе, устанавливают ответственность должностных лиц. Законодательно будет установлен порядок списания госимущества с определением дополнительных источников финансирования на эти цели.

Прошлогодние результаты ГКИ тоже оценивает позитивно: от использования и реализации имущества в республиканский бюджет поступило 2,7 трлн. Br или 207% запланированного объема (без учета продажи 50% акций «Белтрансгаза» на сумму 2,5 млрд. USD), а местные — 277,5 млрд. Br (135% плана). В частности проданы 4 предприятия как имущественные комплексы на сумму 31,5 млрд. Br, госпакеты акций 71 АО на сумму 307,8 млрд. Br и 2,5 млрд. USD. Дивиденды на доли (акции) участия государства составили 1499 млрд. Br (769,1% к плану). Кроме того, на аукционах реализовано 2 550 земельных участков: 1221 — в частную собственность граждан, на правах заключения договоров аренды — 605 участков, при продаже объектов госсобственности с правом заключения договоров аренды — 720, на условиях проектирования и строительства капитальных строений — 4 участка. В итоге в госбюджет поступило более 244 млрд. Br — вдвое больше, чем в 2010-м.

Но вице-премьер отнесся к этому рапорту критично. Конечно, госпакеты акций 34 ОАО — это почти в 7 раз больше, чем в 2010 г., но лишь 19% запланированного на год. Таким образом, по сути, итоги приватизации провальные, считает С.Румас. По его мнению, роль Госкомимущества (в системе которого, кстати, трудится более 6 тыс. человек), как координатора процесса реформирования отношений собственности не видна. Не предлагаются новые прогрессивные идеи и мероприятия. А пенять на недостаточное взаимодействие между республиканскими органами госуправления и местными в вопросах принятия решений о целесообразности реформирования и приватизации госпредприятий, — устаревший управленческий подход.

С другой стороны, белорусские власти столь долго открещивались от приватизации, что дефицит идей, мероприятий, кадров и инвесторов неудивителен. Куда забавнее, что известие об активизации приватизации вызывает гневные комментарии о распродаже народного достояния у иных популярных экспертов, столько лет твердивших о необходимости этого процесса.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях