$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НОВЫЙ КОНТУР МОДЕЛИ: МОТИВАЦИЯ И ИНВЕСТИЦИИ

19.10.2010

Коррекция действующей модели социально ориентированной экономики необходима, несмотря на позитивные впечатления о более активном экономическом росте в сравнении с другими странами в посткризисный период. Об этом заявил заместитель директора по научной работе НИЭИ Минэкономики Владимир ПИНИГИН, выступая на конференции «Проблемы прогнозирования и госрегулирования», прошедшей в Институте экономики Минэкономики на прошлой неделе.

Разработчики новой программы социально-экономического развития на 2011–2015 гг. отдают себе отчет, что избежать падения ВВП в кризис республике удалось лишь благодаря внешним заимствованиям, объем которых приблизился к критическому уровню и составляет почти 20% ВВП. Поэтому пришлось учесть, что, несмотря на пик платежей по госдолгу в 2012–2014 гг., выплаты по нему не должны превышать 7% госбюджета. В ближайшие годы государство продолжит заимствовать за рубежом, направляя новые кредиты на рефинансирование имеющихся долгов и на компенсацию дефицита во внешней торговле, который будет оставаться значительным до 2014 г.

Второй проблемой признается недостаточность инвестиций в основной капитал. Их объем на одного занятого в странах ЕС в 2–3 раза выше, чем у нас. «Если мы сохраним объем инвестиций на нынешнем уровне, то не приходится рассчитывать на то, что мы в своем развитии кого-то догоним или существенно повысим благосостояние соотечественников. Например, в Китае, Сингапуре объем инвестиций в основной капитал составляет более 40% ВВП, тогда как у нас — около 30%. Это немало, но недостаточно для страны с догоняющим развитием. К тому же коэффициент обновления основных производственных фондов составляет лишь 4,6% по итогам 2009 г., тогда как в советские времена — около 8%. Это значит, что период обновления основных фондов в экономике составляет сегодня в среднем 25 лет», — пояснил В.Пинигин.

Третья проблема — низкий уровень инновационной активности предприятий, недостаточный объем вложений в науку и научно-внедренческую деятельность. Объем инвестиций в науку на одного занятого в экономике столь низок, что создает угрозы развитию.

Крайне неудовлетворительной считают белорусские ученые действующую систему мотивации труда. Оплата на основе ЕТС плохо стимулирует работников к высокой производительности и к творчеству. Руководители предприятий не хотят внедрять инновации и привлекать инвестиции, т.к. санкции за управленческие ошибки неадекватны вознаграждению за риск. Впрочем, все экономические институты ориентированы на использование административных рычагов, исчерпавших свои возможности.

Совокупность перечисленных проблем говорит о том, что предстоит срочно совершенствовать экономическую модель. По мнению ученых, тут могут быть два варианта: еще большее ужесточение госрегулирования с доведением предприятиям дополнительных качественных показателей либо реальная либерализация. Именно на последнем сделан акцент при разработке новой пятилетней программы, заявил В.Пинигин.

В 2011–2015 гг. запланирован рост ВВП на 162–168% — существенно больше, чем в предыдущие пятилетки, когда рост достигал 138–146%. При прогнозировании ученые использовали три метода: целевой, отраслевых и инвестиционных возможностей. Первый основан на задаче выхода на уровень зарплаты сопредельных стран: Польши, Латвии, Литвы, где она сегодня превышает нашу примерно вдвое, хотя по паритету покупательной способности разрыв меньше — 10–50%.

Прогнозы на основе отраслевых и инвестиционных возможностей роста не сильно совпадают. Но оба допускают, что инвестиции в основной капитал предстоит увеличить в 2,5 раза, чтобы достичь европейского уровня в пересчете на одного занятого в экономике. При этом ожидается, что объем внутренних инвестиций чуть сократится, а внешних — возрастет за счет создания благоприятной бизнес-среды. Конечно, вряд ли следует рассчитывать на то, что инвесторы сразу придут к нам с технологиями 5–6 укладов, предостерег В.Пинигин.

А обеспечим ли мы зарубежному капиталу устраивающий его уровень доходности и рисков?

В новой программе были учтены не только предпосылки, но и ограничения экономического роста. В частности, определен коридор экономической безопасности. К сожалению, несколько индикаторов в него по-прежнему не вписываются: дефицит платежного баланса и объем ЗВР. Дефицит во внешней торговле, почти достигший 10% ВВП (безопасный уровень — около 5%), в 2011 г. вырастет почти на 2 млрд. USD в связи с ростом цен на газ. В целях коррекции отрицательного сальдо предложено включать в контракты с директорами госпредприятий показатели наращивания экспорта, от которых будет зависеть премирование.

Мотивация руководителей госпредприятий занимает видное место в проекте новой программы развития. В контрактах будут прописаны базовая величина зарплаты, срочные премиальные программы, социальный пакет. Кроме того, предлагается, внедрить опыт выплаты вознаграждений с применением опционных программ. Хорошо работающие директора госпредприятий за выполнение показателей будут получать акции предприятий безвозмездно или по фиксированной цене с правом перепродажи. Авторы программы надеются, что, став собственниками, топ- менеджеры начнут работать лучше.

Заметим, что запуск этого механизма вызывает ряд вопросов. Например, нужен ли директору, по сути и без того распоряжающемуся всеми ресурсами своего предприятия, статус миноритария? И, наконец, какую цену будет иметь вознаграждение в виде передачи акций, если те никому не интересны, а фондовый рынок неликвиден?

Стимулом для инновационного развития должны стать изменения в финансировании научных исследований. Сегодня на эти цели расходуется только 0,61% ВВП. К 2015 г. затраты на науку запланировано увеличить до 2,5–2,9% ВВП, причем не за счет госбюджета, а из собственных средств предприятий. Определены технологические коридоры развития производств, запланировано создание 1 млн. новых высокопроизводительных рабочих мест, каждое из которых должно приносить 60 тыс. USD добавленной стоимости в смену. «Сегодня мало проектов, в которых можно создать такую производительность. Тем не менее ожидается, что 3/4 прироста ВВП будет создано за счет таких новых рабочих мест», — рассказал В.Пинигин.

Запланированные показатели должны вывести республику в ряд передовых и наиболее быстро развивающихся стран мира. Правда, не совсем понятно, как разрешить одно противоречие: если ставка делается на либерализацию экономики, то она невозможна без приватизации. А собственники предприятий сами будут решать, какие объемы роста и направления использования средств им нужны. Если же государство по-прежнему собирается добиваться достижения показателей административными методами, то мы вернемся к тому, что себя исчерпало.

Оксана КУЗНЕЦОВА