Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
07.02.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый кодекс — новая ответственность?

Палата представителей приняла в конце прошого года во втором чтении проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)...

Палата представителей приняла в конце прошого года во втором чтении проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Более двух лет в комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам кипела работа. Депутаты рассмотрели свыше двух тысяч поправок и предложений. О том, какие основные изменения претерпел кодекс, "НЭГ" попросила рассказать председателя комиссии Александра АРХИПОВА.

Необходимость принятия нового кодекса была вызвана наличием огромного количества нормативно-правовых актов, которые предусматривали, хоть и завуалированно, административную ответственность в виде экономических санкций (штрафы, проценты, пеня), а также большим кругом лиц (49 субъектов правоотношений), имеющих возможность привлекать к административной ответственности. Все это вызывало неразбериху, коррупцию, вело к падению доверия граждан к государству.

Проект предусматривает, что КоАП, состоящий из 450 статей, будет являться единственным законом об административной ответственности на территории Беларуси.

Принципиальным отличием проекта от действующего КоАП является то, что к субъектам административных правонарушений будут относиться и юридические лица. Наряду с административной ответственностью юридического лица предусмотрена также и ответственность индивидуального предпринимателя, если административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и только в случаях, прямо предусмотренных в статьях Особенной части КоАП.

Количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, сокращено до шести. Причем дела, где одной из сторон выступает юридическое лицо, должны рассматриваться исключительно в судах. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантии прав и свобод человека расширена исключительная компетенция судов за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишение специальных прав, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения. За всеми остальными компетентными органами оставлено лишь право составлять протокол об административном правонарушении.

Внесены изменения в перечень административных взысканий. Добавлены два новых вида взысканий: депортация и лишение права заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение порядка осуществления деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), предусмотрена возможность лишения права осуществлять такую деятельность сроком от шести месяцев до одного года.

При разработке кодекса депутаты придерживались определенной системы, не допуская чрезмерного разрыва между минимальным и максимальным размерами штрафов. Проект предоставляет возможность правонарушителю, признав свою вину, заплатить минимальный штраф на месте и избежать всей бумажной волокиты и излишней беготни по кабинетам.

В проект КоАП включены нормы 18 декретов и 21 указа Президента Республики Беларусь. В результате кодекс дополнен 22 статьями, касающимися нарушений законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления и предусматривающими штрафные санкции, налагаемые на физическое лицо с превышением максимального размера штрафа (более 50 базовых величин).

По сравнению с действующим КоАП расширена и Особенная часть кодекса. В нее наряду с нормами, которые доказали свою эффективность при осуществлении правоприменительной практики, с целью наиболее полного регулирования новых общественных отношений включено значительное число новых норм, таких как административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, в области связи и информации, а также административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета. Из проекта исключено понятие "спекуляция" как анахронизм и не сочетающееся с рыночными отношениями.

Впервые в отечественной практике законодательного регулирования административных правоотношений произведено выделение административных процессуальных норм в отдельный кодекс. Но их доработка возможна лишь после принятия проекта КоАП Советом Республики.

Принятие нового КоАП позволит устранить существующие пробелы в регулировании административных правонарушений, исключит характерные для действующего КоАП коллизии и дублирование правовых норм.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by