Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
07.03.2006 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые возможности старой зоны

Калининградская область заманивает иностранцев...
Калининградская область заманивает иностранцев
 
Главный торгово-экономический партнер Беларуси - Россия - имеет почти 15-летний опыт функционирования свободных экономических зон. В конце 2005 г. были оглашены итоги конкурса заявок регионов на создание особых экономических зон (ОЭЗ). Калининградская область в число победителей не вошла, однако 17 января 2006 г. В.Путин подписал закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который вступит в силу с 1 апреля 2006 г. и заменит ранее действовавший закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

Несомненно, создание и функционирование ОЭЗ в России представляет интерес для Беларуси с точки зрения совершенствования законодательства, а также участия белорусских компаний в производстве продукции в Калининградской области.

Отличительной чертой калининградского проекта, по сравнению с отобранными по конкурсу ОЭЗ, по словам председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, станет ее экспортная ориентированность, а главной задачей - создание конкурентоспособных производств. Предполагаемый срок действия режима "особой" зоны в Калининграде по сравнению с другими ОЭЗ увеличен и составляет 25 лет (начиная с момента вступления закона в силу - 1 апреля 2006 г.) Вот главные преимущества ОЭЗ Калининградской области.

1. Иностранные товары ввозятся на территорию ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налогов.

2. Устанавливается упрощенный порядок таможенного оформления товаров при их перемещении через границу России.

3. В течение шести лет юридические лица ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль, а также налога на имущество, приобретенного ими при реализации этого проекта.

4. С 7-го по 12-й год действия режима ОЭЗ ставка этих налогов для резидентов ОЭЗ будет составлять 50% от установленной Налоговым кодексом РФ.

5. Методика расчета совокупной налоговой нагрузки и ее увеличение определяются только правительством.

6. Размер арендной платы за земельные участки не может изменяться в течение всего срока действия договора.

7. Въездная виза для иностранных бизнесменов предоставляется в упрощенном порядке.

8. Юридические лица, зарегистрированные на территории Калининградской области и получающие выручку в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг, не обязаны ее продавать.

По замыслу разработчиков, новая законодательная база должна свести к минимуму возможности использования ОЭЗ в "непрофильных" целях. Таким образом, будет сделана попытка устранения "лазеек" для бесконтрольного ввоза продукции. Планируется, что таможенные льготы для предпринимателей будут действовать только пока ввезенное имущество находится на территории ОЭЗ. Кроме того, новый закон регулирует объем капиталовложений, необходимых для получения статуса резидента ОЭЗ, - минимальная величина инвестиционного проекта составляет 150 млн. руб., и эти средства должны быть вложены в течение первых 3 лет работы проекта. При этом в сумму капитальных вложений не могут быть включены расходы на легковые автомобили, яхты и другие "предметы роскоши". Новый закон значительно ограничивает виды деятельности, которые могут осуществляться на территории калининградской ОЭЗ. Так, ее резидент не может реализовывать проекты добычи нефти, природного газа и оказания услуг в этих областях, производить подакцизные товары (кроме легковых автомобилей и мотоциклов), заниматься оптовой и розничной торговлей, а также финансовой деятельностью.

В отношении ввозимых товаров предполагается введение на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Федеральным законом также устанавливаются особенности административного режима, порядок предоставления таможенных и налоговых преференций.

Согласно законодательству никакой товар, ввезенный в Калининградскую область в режиме свободной таможенной зоны, независимо от степени его переработки в данном регионе, не будет иметь статуса происходящего с территории Калининградской области при выпуске его для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

Для участников ОЭЗ также предусмотрены налоговые преференции: на 6 лет освобождение от налога на прибыль, и на последующие 6 лет - снижение ставки этого налога наполовину. Для тех, кто уже работает в области по закону об ОЭЗ 1996 года, прежний льготный режим сохранится еще на 10 лет.

Согласно федеральному закону, порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ не распространяется на поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые получают выручку в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в ОЭЗ.

Таким образом, в Калининградской области устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Целью установления такого льготного режима является привлечение иностранных инвестиций для развития региона.

Необходимо учитывать, что в соответствии с законом действующий порядок определения страны происхождения сохраняется для экономических операторов, которые действуют в Калининградской области в настоящее время. Необходимость указанной нормы вызвана тем, что одномоментное изменение порядка уплаты таможенных платежей в отношении товаров, произведенных в Калининградской области, резко отрицательно скажется на экономике региона.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений