$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Новые возможности

13.01.2009

   Проект закона «О товарных биржах», одобренный Советом Республики Национального собрания в декабре 2008 г., отправлен на подпись главе государства. О том, какие нормы заложены в этом документе, «ЭГ» попросила рассказать председателя Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Геннадия НОВИЦКОГО.

   Развитие биржевой торговли показало, что Закон «О товарных биржах» от 13.03.1992 № 1516-ХII нуждается в дополнениях. Более того, он вступил в противоречие с законодательными актами Республики Беларусь — Гражданским кодексом и Указом Президента от 14.09.2006 № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа». Поэтому для приведения правовой базы в соответствие с современными требованиями, а также для создания условий для дальнейшего развития торговли было принято решение о разработке нового закона.

   Биржа — классический институт рыночной экономики, который страхует предпринимателей от чрезмерного риска, обеспечивает кратчайший путь товара от производителя к потребителю.

   В современной экономике этот «апробированный десятилетиями механизм свободного ценообразования» рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаимозаменяемость. Во-вторых, как объединение продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевления торговых соглашений и операций. Товарные биржи призваны упорядочить торговлю, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями, собирать и публиковать информацию о ценах на товары. Все эти качества в полной мере характерны для действующей в нашей стране ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Напомню, что в первых торгах на ней, которые прошли 2.06.2005 г., участвовали только 13 покупателей. Сегодня на бирже аккредитовано около 5 тыс. клиентов, а география сотрудничества включает 41 страну мира. Ее оборот составляет более 1,4 млрд. USD в год, а перечень товаров, допущенных к торгам, насчитывает около 240 позиций.

   Принятие нового закона «О товарных биржах», несомненно, станет дополнительным импульсом в развитии предпринимательства, будет способствовать появлению более современных форм организации торговли. В нем четко определены задачи товарной биржи. Это — содействие развитию организованного рынка товаров; повышение эффективности экспорта отечественной продукции и устойчивости материально-сырьевого обеспечения белорусских производителей; упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей; а также создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам.

   Закон регламентирует порядок создания и деятельности товарной биржи. Она учреждается в форме акционерного общества согласно законодательству о хозяйственных обществах и вправе осуществлять только те виды деятельности, которые связаны с организацией и регулированием биржевой торговли.

   Для анализа и обобщения результатов торговли, выработки предложений по совершенствованию ее методов и форм предусмотрена возможность создания товарной биржей специальных консультативных органов — биржевых комитетов. В их состав могут входить как работники товарной биржи, так и ее члены и их представители, производители, продавцы и покупатели биржевых товаров и их представители.

   Большое значение для участников биржевых торгов имеет закрепление в законе положения об арбитражной комиссии, обеспечивающей равенство сторон при рассмотрении спорных ситуаций. Устанавливается принцип равенства решений арбитражной комиссии и суда. Этого принципа касается важная новелла о том, что споры по биржевым сделкам рассматриваются судом или арбитражной комиссией в соответствии с соглашением сторон биржевой сделки, а решения арбитражной комиссии будут исполняться в том же порядке, что и решения международных арбитражных судов.

   Впервые на законодательном уровне закрепляется право товарной биржи на создание гарантийного фонда. Его важнейшей задачей станет обеспечение исполнения обязательств участников биржевой торговли и клиентов биржевых брокеров по биржевым сделкам, что, безусловно, отвечает их интересам. Такой фонд будет формироваться за счет средств самой товарной биржи, добровольных взносов участников биржевой торговли и клиентов биржевых брокеров.

   Отмечу также, что участники биржевой торговли в установленных законодательством и (или) договорами на биржевое обслуживание случаях обязаны предоставить бирже необходимое обеспечение исполнения таких обязательств. Оно оценивается биржей и должно соответствовать требованиям достаточности и надежности.

   В отличие от действующего законодательства в новом законе значительно расширен перечень тех положений, которые должны содержаться в правилах биржевой торговли, определена правовая основа для обращения фьючерсных, форвардных и опционных контрактов на товарных биржах, даны их определения. Эти новеллы позволят обеспечить постепенный переход к фьючерсному рынку как инструменту стабилизации цен на рынке в целом.

   Новый закон открывает новые возможности для всех субъектов биржевой торговли. Продавцам и покупателям товара будут обеспечены прямой доступ к торгам и добросовестная конкуренция, прозрачный механизм формирования цен и обеспечение ценовой гласности, фиксированный размер комиссионных, рыночные обзоры, аналитика и торговые рекомендации, гарантии, обеспечивающие исполнение обязательств по биржевым сделкам.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях