Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Отрасли и рынки
12.07.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые тенденции консалтинга

Прошло почти 12 лет как Республика Беларусь стала самостоятельным государством...

Прошло почти 12 лет как Республика Беларусь стала самостоятельным государством. Практически это точка отсчета работы в новых условиях хозяйствования -- условиях переходной экономики. Как это отразилось на судьбе предприятий, какие на них произошли изменения?

ЭТОТ период был сложным в жизни белорусских предприятий. Можно считать, что их отправили в плавание, не научив плавать. Учеба и адаптация специалистов к условиям рынка шли в основном методом проб и ошибок. Высокий уровень инфляции, постоянно изменяющееся законодательство, бесчисленные проверки расплодившихся контролирующих организаций и прочие "прелести" переходного периода не лучшим образом сказались и сказываются на работе предприятий.

Количество убыточных предприятий и падение рентабельности красноречиво показывают состояние белорусской промышленности. Предприятия выживали в основном за счет административного ресурса, который сегодня практически исчерпан. Подавляющее большинство так и не смогло адаптироваться к современным условиям хозяйствования и обеспечить эффективную работу. В стране так и не стало аксиомой, что производить нужно только то, что можно продать, а не то, что можно произвести. Основные производственные фонды изношены до предела. Изменение формы собственности на ряде госпредприятий носит в основном декларативный характер и практически не отразилось на эффективности работы.

Выпускники вузов из-за низкой заработной платы не рвутся работать на эти предприятия. Из-за этого возник разрыв в смене поколений. Многие нынешние руководители не имеют достаточного опыта в принятии управленческих решений, особенно в вопросах стратегического долгосрочного планирования, где цена ошибок очень велика. Все это -- результат отсутствия системных реформ как у отдельных субъектов хозяйствования, так и в целом в белорусской экономике.

Мировой опыт показывает, что для решения подобных проблем обычно привлекаются внешние профессиональные консалтеры по стратегическому планированию и организационному развитию. Они вооружены специальными знаниями, большим практическим опытом и "свежим" взглядом на имеющиеся проблемы и самое главное -- они независимы в вырабатываемых решениях.

Консалтинг -- это передача профессиональными консультантами накопленного в процессе работы с другими клиентами опыта и специализированных знаний. Он предполагает детальное изучение проблемы, нахождение причин ее возникновения, предоставление рекомендаций по устранению данной проблемы и выбор оптимального пути дальнейшего развития.

В нашей республике в отличие от России руководители до сих пор еще не полностью осознали потребность в этих услугах.

Обобщая опыт свой и российских консультантов, можно привести перечень типичных проблем белорусских предприятий по трем уровням оценок.

Первый уровень -- поверхностная оценка:

с позиции внутренних причин:

это плохое материально-техническое снабжение, низкое качество выпускаемой продукции, нехватка финансовых ресурсов, устаревшее оборудование, плохие условия труда, устаревшая технология, высокая себестоимость продукции, низкая зарплата работников, низкий уровень организации труда;

с позиции внешних причин:

это высокие цены на энергоресурсы, монополия поставщиков сырья и материалов, высокие темпы инфляции в стране, большие налоги, нестабильность политической и экономической ситуации, коррупция государственных чиновников, несовершенство правовой и законодательной базы в стране.

Второй уровень -- перспективная оценка:

плохое знание рынка и неумение работать с заказчиком, недостаточно разработанная финансовая и инвестиционная политика на предприятии, низкая квалификация и недостаточный потенциал финансово-экономических служб, слабая система бухучета и финансового управления на предприятии, низкое качество выпускаемой продукции.

Третий уровень -- причинная оценка:

разработка стратегии развития предприятия, формирование активного маркетинга, создание управленческой команды высококвалифицированных специалистов, максимальное использование мотивации и стимулирования персонала, создание на предприятии механизмов саморазвития и эффективной организационной структуры.

При попытке самостоятельно определить свои проблемы предприятия обычно ограничиваются первым уровнем. В лучшем случае называют некоторые проблемы второго уровня -- плохое знание рынка, низкая конкурентоспособность продукции, низкая квалификация кадров, неумение работать с ценными бумагами и т.д. И почти никогда клиенты без помощи внешних консультантов не выходят на глубокое, причинно-следственное видение основных проблем на третьем уровне: разработка всесторонне обоснованной стратегии развития, комплекс маркетинга, система мотивации, эффективный менеджмент и т.д. Эти проблемы являются ключевыми. Именно с них должна начинаться разработка оптимальных стратегий развития, на основе которых решаются все остальные проблемы, четко определяется комплекс организационных и технических мероприятий, разбитых на этапы, расписанных во времени с указанием требуемых капвложений.

Создание современной стратегии позволяет разрушить стереотип сложившегося хозяйственного мышления и перейти к новому, при котором производственные задачи диктуются рынком.

Только отсутствием стратегии развития, активного маркетинга и эффективной управленческой команды можно объяснить факт доведения до банкротства ранее процветавшего ОАО "Алеся", имеющего 100% негосударственного капитала.

Для реализации рекомендаций консультантов по внедрению новой стратегии развития предприятия и активного маркетинга нужна управленческая команда, обладающая новым мышлением, знаниями и навыками.

Таким образом, все процедуры от проведения анализа до разработки стратегии развития в условиях рынка и формирования управленческой команды должны выполнять консультанты в области стратегического планирования и организационного развития совместно со специалистами предприятия. Это позволяет добиться наибольшего эффекта в его реформировании, на практике обучить управленческий персонал предприятия новым приемам и методам работы в условиях рынка и конкуренции.

Рассмотренный подход позволяет системно подойти к реформированию и реорганизации субъекта хозяйствования, не выдергивая отдельные стороны его деятельности в ущерб другим.

КОНСАЛТИНГ является мощным инструментом, позволяющим при минимальных затратах повысить эффективность производства. Для нас важен опыт ближайших соседей -- Польши, стран Балтии, России, которые значительно опережают нас в реализации экономических реформ и развитии консалтинга.

Показателем "взросления" рынка стал дефицит профессиональных консультантов. Теперь предъявляется спрос на специалистов, имеющих опыт практической работы по стратегическому планированию, организационному развитию, оптимизации налогообложения, инвестиционному консалтингу и т. д.

Наработанный опыт позволяет формализовать технологии предоставления услуг. В консалтинге -- накопленные кейсы, представляющие собой ранее решенные задачи. Более глубокую степень формализации представляет собой практика технологии стоп-контроля проектов, при которой они разбиваются на несколько этапов, на каждом работает специалист, а контроль выполняет руководитель проекта, к которому стекается вся информация в структурированном виде.

Новой тенденцией является оказание комплексных услуг одной компанией. Если ранее для этого создавались совместные группы специалистов, то теперь этого явно мало. Возросшие требования к качеству и оперативности предоставляемых услуг требуют выхода на более качественный уровень -- создание крупных компаний с оказанием полного комплекса услуг. Ситуация на рынке вынуждает предприятия активно искать эффективные методы управления, а без информационных технологий этого достичь невозможно. Поэтому в ответ на быстро растущие потребности рынка в комплексных услугах на мировом рынке начался активный процесс сближения "классических" и IТ-консультантов.

Наиболее востребованы сегодня услуги по бюджетированию и финансовому планированию. Довольно крупным сегментом рынка консалтинга по-прежнему остаются услуги в области информационных технологий. Особенностью прошлого года стало смещение акцента с разработок программных продуктов и системной интеграции IТ-компаний на управленческое консультирование, сопровождающее внедрение. Стабилен спрос на налоговый консалтинг в связи тяжестью налогового бремени и необходимостью его оптимизации. Доля услуг в области маркетинга, управления и подбора персонала незначительна.

В Беларуси растет значение юридического консалтинга благодаря становлению в республике института санации и банкротства. Намечающаяся активизация по привлечению инвестиций через приватизацию и акционирование вызывает рост спроса на услуги оценщиков.

Развитие экономики стран СНГ вызывает адекватные качественные изменения местных консалтинговых услуг. С одной стороны, консалтинг чутко реагирует на новые требования рынка, а с другой -- бизнес прочувствовал, что с его помощью можно повышать эффективность производства при минимуме затрат. Это подтверждает и мировая практика: качественный консалтинг обеспечивает до 20% прироста ВВП.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by