$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НОВЫЕ ШТРАФЫ ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ И СТРОИТЕЛЕЙ©

12.06.2015

В Палате представителей готовится ко второму чтению законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП) по вопросам страховой и строительной деятельности.

Напомним, что Указом от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента по вопросам страховой деятельности» (далее — Указ № 165) были введены 2 новых вида обязательного страхования: гражданской ответственности юридических лиц и ИП за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов. В этой связи в ст. 11.65 КоАП предлагается установить административную ответственность за осуществление такой деятельности без заключения договора обязательного страхования: связанной с эксплуатацией отдельных объектов, а также перевозка опасных грузов — предупреждение или штраф на ИП в размере до 150 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо — до 300 БВ. Право составлять административные протоколы и вести административный процесс получат органы, осуществляющие госнадзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (МЧС и Минобороны).

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ органы неоднократно обращали внимание правительства на отсутствие в КоАП ответственности страховой организации за выплату вознаграждения страховым агентам и страховым брокерам в размере, значительно превышающем пределы, установленные законодательством. По мнению проверяющих, такая «щедрость» используется для обналичивания средств. Кроме того, страховые агенты и брокеры нередко нарушают порядок заполнения документов, что чревато переплатой или недоплатой страховых взносов страхователями. В результате возрастает количество споров между страховыми организациями и страхователями.

Ответственность за несоблюдение страховыми агентами, страховыми брокерами порядка осуществления посреднической деятельности, установленная ст. 11.66 КоАП, по мнению разработчиков законопроекта, не в полной мере соответствует характеру и тяжести содеянного. Кроме того, Указом № 165 установлены новые требования, например, к минимальному размеру уставного фонда страхового брокера и введена для него обязанность иметь на счетах в банках РБ такую сумму денежных средств.

Поэтому законодатели решили дифференцировать ответственность страховых агентов и страховых брокеров, заменив общую норму несколькими специальными с разграниченными составами правонарушений и размерами санкций. В частности, предлагается штрафовать страховых брокеров — юрлиц, за деятельность, не соответствующую профилю, в двукратном размере полученного дохода. За нарушение страховым агентом или страховым брокером установленного порядка определения и получения страховых взносов от страхователей грозит штраф в размере от 2 до 10 БВ, а юридическому лицу — до 300 БВ. Отсутствие у страхового брокера на счетах в банках РБ суммы денежных средств, соответствующей минимальному размеру уставного фонда, установленному Президентом, повлечет наложение штрафа на юрлицо в размере от 100 до 200 БВ.

Нарушение работником страхового брокера или страхового агента либо страховым агентом — физическим лицом установленного порядка заполнения страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанций будет наказываться штрафом от 2 до 20 БВ, а иных нарушений законодательства в связи с осуществлением посреднической деятельности по страхованию — штрафом от 2 до 10 БВ, а юридическое лицо — до 100 БВ.

Действующей ст. 11.64 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления страховой деятельности, в частности, за превышение страховой организацией установленных законодательством нормативов ответственности по договорам добровольного страхования (сострахования, перестрахования), не относящимся к страхованию жизни; превышение страховой организацией установленного норматива расходов на ведение дела. Теперь же планируется установить административную ответственность страховой организации за выплату страховым агентам, страховым брокерам вознаграждения, превышающего предельный размер, установленный законодательством, в виде штрафа в размере суммы такого превышения.

Напомним, что предельные размеры вознаграждения и иных видов выплат страховым агентам, страховым брокерам установлены постановлением Минфина от 10.07.2014 № 50, а порядок заполнения документов — Инструкцией об определении обязательных реквизитов страхового полиса (свидетельства, сертификата), порядка его заполнения и использования, утв. постановлением Минфина от 20.06.2014 № 37, и Инструкцией по заполнению и использованию квитанций формы 1-СУ «Квитанция о приеме наличных денежных средств (страховых взносов)» и формы 1-СУо «Квитанция о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам», утв. постановлением Минфина от 29.11.2007 № 174.

Предлагается также дополнить ст. 12.39 КоАП нормой, в соответствии с которой посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Беларуси договоров страхования от имени страховых организаций, созданных за пределами РБ, наказывается штрафом в размере от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо — от 100 до 500 БВ.

КАК ОБЪЯСНИЛА  глава рабочей группы по подготовке законопроекта к его рассмотрению во втором чтении депутат Инесса Клещук, в КоАП включаются также штрафы, предусмотренные указами от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Декретом от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Это должно повысить ответственность заказчиков, проектировщиков и подрядчиков за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, за качество выдаваемых заключений, технических условий для строительства объектов, за приемку-сдачу работ, выполненных с нарушением проектной документации и технических нормативных правовых актов, нарушение договорных обязательств, сроков разработки и согласования проектной документации и т.д. В кодексе также вводится ответственность за нарушение участниками строительного процесса при реализации инвестпроектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции деревообрабатывающих производств.

Поправки, которые предлагается внести в ст. 7.6 КоАП, предусматривают более длительные сроки привлечения к административной ответственности в строительстве: не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Анна РАДЮК