Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
11.06.2002 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые профессии новой Беларуси Работы хватит всем?

Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы...
Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы. За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Некоторые (например, системный администратор, веб-дизайнер) связаны с развитием в стране компьютерных технологий и Интернета, некоторые же (риэлтер) раньше у нас были попросту невозможны ввиду совсем иного социально-экономического строя. Так или иначе, многие новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых, на наш взгляд, наиболее примечательных мы и поведем наш рассказ.

РИЭЛТЕР (агент по недвижимости)

Активно развиваться эта профессия в Беларуси начала после того, как в конце 80 -- начале 90-х стало наконец возможным для физических и юридических лиц проводить операции с недвижимостью (купля-продажа). По оценкам специалистов, в крупных белорусских городах на сегодняшний день приватизировано около 70% жилого фонда. О бурном развитии этого сегмента рынка говорит и тот факт, что сегодня в республике насчитывается более двухсот агентств недвижимости. Неудивительно, что специалисты по оказанию данного вида услуг пользуется все большим спросом.

В задачу риэлтера входит юридически грамотное оформление сделки, ее полное технологическое сопровождение. Работодатели считают, что наиболее способны к этой профессии женщины от 22 до 45 лет. У них выше чувство ответственности, более высокая способность к обучению. В работу агента по недвижимости неплохо включаются люди, имеющие опыт в коммерческой деятельности, в области сетевого маркетинга и продаж, поскольку обладают таким ценным качеством, как чувство клиента. В риэлтеры весьма успешно переквалифицируются бывшие работники социальной сферы, страховые агенты, учителя, психологи, которых в последнее время подготовлено чересчур много. Их главный козырь -- умение общаться, убеждать.

ДИ-ДЖЕЙ

Отечественный FМ-рынок начал развиваться 10 лет назад. И в эфире на частоте FМ появилось порядка 10 радиостанций, что стало предпосылкой для формирования совершенно новой для нас профессии ди-джея (DJ). Ее без преувеличения можно назвать одной из самых престижных (особенно среди молодежи). Правда, многие в то же время считают ее не совсем серьезной. Мол, что может быть проще сидеть у микрофона и нести разную чепуху в эфир и при этом ставить музыку, которая нравится.

Какого-то специального учебного заведения, в котором бы готовили DJ, как и в случаях с некоторыми другими новыми профессиями, у нас нет. Возможно, именно поэтому столь остро ощущается дефицит профессиональных ведущих. Некоторые радиостанции сами пытаются выращивать ди-джеев, некоторые же попросту перекупают наиболее талантливых у конкурентов. Потому-то и наблюдается ситуация, когда многие DJ, словно кузнечики, прыгают с одной частоты на другую. Время от времени радиостанции проводят конкурсы ведущих, отбирая из сонмища претендентов лишь единицы. Причем критерии отбора везде могут отличаться. Так или иначе, но одно из основных требований для работы DJ -- наличие высшего гуманитарного образования, предполагающее культуру языка, умение грамотно формулировать свои мысли перед микрофоном, хорошая дикция. Еще одно непременное условие -- знание английского, для того чтобы ведущий мог точно прочитать название композиции и правильно ее произнести. Кроме того, он должен ориентироваться в музыкальных направлениях, обладать широким кругозором. Ну и естественно, голосовые данные человека. Хотя здесь у каждой радиостанции свои вкусы и предпочтения. Иногда в эфире встречаются очень специфические голоса.

Деятельность на радио для наиболее успешных DJ является стартовой площадкой для работы на ТВ, некоторых приглашают вести шоу-программы в модных ночных клубах, участвовать в разных культурных мероприятиях и т.д.

КРУПЬЕ

Игорный бизнес существует около четырехсот лет, однако в Беларуси первые казино появились сравнительно недавно -- в начале 90-х, после поднятия "железного занавеса", ограждавшего советских граждан от всякого рода капиталистических соблазнов. Еще достаточно молодой у нас можно назвать и профессию крупье -- ключевую фигуру казино. Он выступает в роли ведущего, меняет деньги на фишки, предлагает делать ставки. Основные требования, предъявляемые обладателям этой профессии, это математические способности, высокая координация движений рук. Возрастные критерии -- от 18 до 25 лет. Обычно некоторые казино раз в год (или по мере необходимости) проводят наборы в школу по подготовке крупье. Обучение длится около 4 месяцев, включает доскональное изучение правил игры (в основном это рулетка, покер и блэкджек), отработку основных элементов: умение делать шафл (тасовать карты), быстро и правильно их раскладывать, правильно "нарезать" жетоны, чиповать (собирать фишки). Ну и самое главное -- умение быстро считать, что особенно важно при игре в рулетку, где необходимо наизусть знать таблицу умножения до двадцати, высчитывать разные комбинации чисел.

МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ

Сейчас на рынке труда представлено множество вакансий, объединенных общим словом "менеджер" (переводится как "управляющий"). Среди них одна из самых распространенных -- менеджер по рекламе. Надо сказать, что сегодня рекламный рынок страны -- это активно развивающийся сегмент национальной экономики. На начало 2001г. насчитывалось 718 субъектов хозяйствования (агентств), имеющих отношение к рекламе, из них более половины (421) в Минске. Рекламный рынок -- это целая индустрия. В нее входят телевидение, радио, газеты и журналы, наружная реклама, реклама в Интернете и кинотеатрах, социальная и государственная реклама, производство рекламной продукции, выставочная деятельность, рекламное творчество и многое другое. Структура рекламного рынка носит социальный характер и включает в себя все общество.

В этой связи можно констатировать, что менеджеры по рекламе требуются везде. Наиболее распространенные адреса -- торговля и СМИ. Работая в торговой организации, менеджер по рекламе планирует и проводит рекламные компании своей фирмы, а также оценивает их эффективность. У менеджера по рекламе в СМИ (в газетах, журналах, на телевидении, в последнее время даже в Интернете) в обязанности входит поиск заказчиков, продажа рекламных площадей и заключение договоров. Но где бы ни трудился менеджер по рекламе, он всегда должен иметь собственный план работы и максимально проявить себя. К менеджеру по рекламе предъявляют следующие требования: высшее образование, общительность, доброжелательность, настойчивость, энергичность. Желателен опыт работы в этой сфере, наличие собственной клиентской базы и связей в СМИ, умение работать на компьютере. Среди агентов по рекламе можно встретить представителей самых разных профессий, однако чаще всего это бывшие учителя, психологи, журналисты...

РЕКРУТЕР

Появление этой профессии связано с активным развитием в стране кадрового бизнеса вообще и рынка кадровых агентств в частности (на сегодняшний день их насчитывается уже более полутора десятков). Рекрутер -- это человек, подыскивающий для организации или компании по ее заказу того или иного работника. Зачастую кадровым агентствам приходится заниматься поиском специалистов, обладающих редкими знаниями, специфическими квалификациями, имеющих профессиональный опыт в какой-то узко специализированной сфере. Такой вид поиска называется хэд-хантингом (в переводе с английского -- охотник за головами). В данном случае используется весь инструментарий охоты за ценным сотрудником -- от поиска информации об интересующем человеке по самым разным каналам до звонков и встреч с ним под различными предлогами. Как рассказала мне представитель одного из минских кадровых агентств, иногда случаются истории с почти детективным сюжетом. "Под предлогом просьбы о консультации и ссылаясь на общих, иногда мнимых знакомых, необходимо заставить потенциального кандидата встретиться на нейтральной территории, в парке или кафе. Сделать это достаточно непросто, так как такой человек не заинтересован в поиске новой работы и не собирается ничего менять. В процессе беседы нужно найти такие аргументы, чтобы заинтересовать его новыми перспективами и убедить в пользу нового предложения". Кстати, в московских агентствах нередки случаи, когда за тем или иным человеком порой приходится летать по всему миру -- в Египет, Англию, Канаду.

Надо заметить, что в Беларуси официально профессии рекрутера нет, хотя деятельность, связанная с привлечением, отбором и наймом персонала активно существует. Близкими к рекрутингу специальностями являются должности руководителя служб управления персоналом, специалиста по кадрам и профориентации, агента по трудовым договорам и найму. Основные требования, предъявляемые к рекрутерам -- обучаемость, активность, коммуникабельность, презентабельность. Как показывает практика, большинство из них -- молодые люди до 30 лет, многие имеют психологическое или педагогическое образование, что является очень важным при работе с клиентом.

WЕB-ДИЗАЙНЕР

Вряд ли сильно погрешим против истины, если скажем, что одним из величайших изобретений ХХ века стало создание Интернета -- всемирной сети, посредством которой можно найти практически любую интересующую информацию, пользоваться электронной почтой, смотреть прямые трансляции в режиме реального времени и многое другое. В Беларуси Всемирная паутина широкое распространение получила всего несколько лет назад, однако уже успела завоевать огромную популярность, количество пользователей Глобальной сети постоянно растет. В этой связи возрастает значение профессии веб-дизайнера, в обязанности которого входит разработка и создание веб-страниц -- важной составной части Интернета. Сегодня во Всемирной паутине размещают свои собственные сайты главы государств, политики, организации, компании, актеры, музыканты и даже спецслужбы мира (такие, например, как ЦРУ, ФСБ, СИС), электронные версии имеют различные периодические издания, спортивные команды, простые граждане. Для того, чтобы заниматься wеb-дизайном, необходимы навыки программирования для веб (СGI/Реrl, РНР, Jаvа), знание языка НТМL, владение графическими программами (Соrеl, РhоtоShор), кроме того, иметь образование дизайнера.

Надо сказать, что процесс создания сайтов достаточно трудоемкий. На разработку одного солидного портала уходит в среднем 2 месяца. Впрочем, его постоянное усовершенствование продолжается и по окончании работы.

Зачастую опытные веб-дизайнеры (например, в редакциях газет) совмещают работу с должностью системного администратора, еще одной активно развивающейся профессией новой Беларуси. Говоря языком должностных инструкций, в его обязанности вменяется "поддержание в рабочем состоянии и текущая модернизация аппаратно-программного вычислительного комплекса предприятия". То есть системный администратор должен разбираться как в "железе" -- компьютерах, периферийном, сетевом и офисном оборудовании, так и в программном обеспечении, обладать определенными навыками программирования.

***

Пока не все профессии, о которых мы рассказали выше, можно сегодня освоить в учебных заведениях страны. Одна из причин в том, что система образования еще попросту не успела сориентироваться в быстро меняющейся конъюнктуре рынка труда. Впрочем, отнюдь не во всех случаях уместно вести речь о поточной подготовке тех или иных специалистов. Вспомним, какой бум в середине 90-х был на профессии юриста, психолога, экономиста, бухгалтера. В результате их было подготовлено значительно больше, чем требовалось, что привело к безработице среди обладателей данных специальностей. К слову, многие экономисты, психологи, юристы, не нашедшие применения по профессии, впоследствии перешли работать в кадровый, рекламный бизнес, занялись индивидуальным предпринимательством.

Многие динамично развивающиеся компании самостоятельно проводят наборы сотрудников на ту или иную специальность с последующей подготовкой. В частности, это касается риэлтеров. Обучить этой профессии берутся сами агентства по недвижимости, заинтересованные в расширении штата специалистов. То же можно сказать и о профессии крупье (кстати, официально она называется "дилер казино").

Достаточно подробной информацией о вакансиях располагают кадровые агентства, районные и городские центры занятости, посредством которых можно найти нужную работу. Тем, кого заинтересовала какая-либо из перечисленных выше профессий, можно посоветовать подробно изучить недавно вышедший справочник для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения или обратиться в центр информации о профессиях по адресу: г.Минск, ул.Брилевская, 3, тел.213-29-53.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений