Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
04.08.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые правила стандартизации и оценки соответствия

С 30 июля в Беларуси вступили в силу законы от 24.10.2016 № 436-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон № 436-З) и № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее – Закон № 437-З) в новой редакции.

Предпосылками к пересмотру действующего законодательства в сфере технического нормирования, стан­дартизации, оценки соответствия и аккредитации явились имплементация норм Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и накопленная на протяжении более чем 10 лет правоприменительная прак­тика, говорится в сообщении Госстандарта. Новые законы, как и их предыдущие редакции, базируются на соглашениях Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и по санитарным и фитосанитарным мерам, учитывают принципы региональной, в т.ч. европейской, стандартизации и подходов к техническому регулированию в Европейском союзе.

При подготовке новых законодательных актов была реализована концепция перехода от рамочного к непосредственному, комплексному и системному регулированию этих важнейших для экономики и общества сфер. Максимальная конкретизация положений непосредственно в данных законах позволяет избежать отсылок к множеству документов, что было присуще их предыдущим редакциям, и таким образом сделать модель технического регулирования более упорядоченной, открытой и прозрачной.

В Законе № 436-З существенно изменилась терминология. Здесь установлены категории технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь (ТНПА) и их юридическая сила.

Помимо техрегламентов РБ, технических кодексов установившейся практики (ТКП), государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций, к ним теперь относятся и общегосударственные классификаторы. Все перечисленные категории документов принимаются уполномоченными органами или юридическими лицами РБ.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации (директивы, решения, своды правил, правила и т.д.) – это документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся белорусскими ТНПА.

Технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС) – это самостоятельные источники правового регулирования отношений в сфере технического нормирования и стандартизации на территории РБ. Они составляют право ЕАЭС и не требуют имплементации в национальное законодательство, выполнения дополнительных процедур по их введению. Эти документы обязательны, действуют в нашей стране, как и в других государствах – членах ЕАЭС, напрямую, без изъятий.

Обязательными, помимо техрегламентов РБ, являются теперь и общегосударственные классификаторы. К остальным категориям ТНПА, по общему правилу, применяется принцип добровольности. Обязательными они становятся только в нескольких конкретных случаях.

Новая редакция Закона № 436-З существенно ограничивает круг вопросов, регулируемых ТКП. Не допускается включение в них требований, касающихся осуществления административных процедур, подменяющих нормативные правовые акты, устанавливающие общеобязательные правила. ТКП разрабатываются только в целях реализации требований технических регламентов РБ и (или) упорядочения процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации продукции или выполнения работ, оказания услуг.

Закон № 437-З заменяет ранее действовавший Закон от 5.10.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». В нем устанавливается, что обязательному под­тверждению соответствия продукция, услуга, компетентность персонала могут подлежать при наличии следующих оснований: на них действуют технические регламенты, в которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, либо обязательное под­тверждение соответствия введено с целью принятия оперативных мер регулирования.

Закон № 437-З существенно расширяет круг документов, на соответствие которым может проводиться оценка соответствия. Кроме техрегламентов и государственных стандартов, ими могут быть технические условия, международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также внешнеторговые договоры. Это позволяет расширить правовое поле для добровольной сертификации, содействия экспортным поставкам отечественной продукции.

С учетом норм Договора о ЕАЭС и союзных техрегламентов к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование соответствия, добавлены испытания, которые могут применяться как самостоятельно, так и в составе сертификации или де­кларирования соответствия.

Закон № 437-З детализирует формы и процедуры оценки соответствия, а также права и обязанности субъектов.

Аккредитация органов по оценке соответствия выделена из состава оценки соответствия. Этой деятельности посвящена самостоятельная глава 6, в которой определены цели и принципы, объекты, субъекты, область аккредитации, порядок ее проведения и признания, выдачи аттестата аккредитации, состав Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, права и функции входящих в нее органов, правила формирования реестра Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и Единого реестра органов по оценке соответствия, а также доступа к ним, требования к договорам на выполнение работ по аккредитации и на выполнение работ по проведению периодической оценки компетентности, их обязательные условия, а также права и обязанности заявителя на проведение аккредитации, аккредитованного субъекта.

Законом № 437-З сокращается ряд административных процедур (приостановление и возобновление действия сертификата соответствия, сертификата компетентности и аттестата аккредитации по инициативе заинтересованного субъекта, а также продление срока действия этих документов).

Для обеспечения перехода на новую законодательную основу в сфере технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации разработан ряд проектов нормативных правовых актов, которые либо являются новыми, либо вносят изменения в уже действующие. Часть из них уже принята, остальные находятся на завершающих стадиях согласования.

В частности, с 30 июля вступает в силу постановление Совмина от 24.05.2017 № 383 «Об описании и порядке применения знака соответствия техническому регламенту Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Рес­публики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 810» (далее – постановление № 383). Этим документом полномочия, касающиеся описания и порядка применения знака соответствия техническому регламенту Республики Беларусь (далее – знак соответствия), ранее принадлежавшие Госстандарту, передаются Совмину.

Знак соответствия, как и прежде, представляет собой сочетание букв «ТР», размещенных в рамке со скругленными углами, прерванной условным обозначением «BY». Масштабная сетка, применяемая при определении размера знака соответствия, останется неизменной. Конкретные размеры знака соответствия будут устанавливать изготовитель, уполномоченное им лицо, продавец (поставщик), получившие право на его применение.

Для того чтобы изготовитель (уполномоченное им лицо), продавец (поставщик) смогли маркировать продукцию знаком соответствия, она должна будет пройти все установленные соответствующими техническими регламентами РБ процедуры оценки соответствия. Это придется подтвердить документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Постановлением № 383 запрещается нанесение мар­кировки, знаков и надписей, способных ввести в за­блуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения знака соответствия.

В ТКП 5.1.08-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия. Описание и порядок применения», утв. постановлением Госстандарта от 30.04.2012 № 23, перечислены конкретные методы нанесения знака соответствия. Постановление № 383 позволяет использовать любой метод (сами методы здесь не указаны). Основное условие: применяемый метод должен обеспечивать четкое и ясное изображение знака соответствия в течение всего срока службы (годности, хранения) продукции.

Наиболее сложным и продолжительным будет пересмотр ТКП, предупреждает Госстандарт. Это свыше 1160 документов, утвержденных различными республиканскими органами госуправления.

Госстандартом и его организациями в регионах страны для промышленности и бизнеса были проведены семинары, круглые столы, деловые встречи, на которых разъяснялись основные положения новых законодательных актов. Данные мероприятия продолжатся до конца текущего года.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by