$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Новые перспективы малых городов

20.02.2007

«Мы должны поднять за эту пятилетку все малые города, как бы ни было трудно это сделать», — заявил Александр Лукашенко на совещании по проекту Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

«Мы должны подтянуть уровень жизни, условия труда и быта людей, которые живут в малых городах и поселках, до столичного», — обозначил Президент цель реализации программы. Что касается самого документа, то по его содержанию глава государства высказал ряд замечаний и дал правительству на доработку полтора месяца. «Нужно привести документ в оптимальный вид. Города, поселки и направления работы определены. Сейчас необходимо прописать, что надо сделать в конкретном населенном пункте в производственной сфере, строительстве жилья, в социальной сфере и сколько это будет стоить», — цитирует пресс-служба распоряжение Президента. Также А.Лукашенко потребовал экономного использования бюджетных средств.

Что же предложило Президенту правительство? Развитие регионов должно пойти через укрепление имеющихся там производств и создание новых, указывается в проекте. Проблемные региональные предприятия предлагается освободить от налога на недвижимость, налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, а также позволить им уплачивать налог на прибыль в размере 50% общеустановленной ставки. Правда, такие условия будут не для всех. Перечень тех, кому повезет, прилагается к программе. В нем 354 организации. Из них 81 — в республиканской собственности, остальные — в коммунальной. В списке — промышленные предприятия, автопарки, мебельные фабрики, льнозаводы, районные ЖКХ, комбинаты бытового обслуживания, молочные комбинаты и даже «исправительное учреждение № 5».

Обрисовывая ситуацию в малых и средних городах и необходимость изменений, правительство уточняет, что тамошние градообразующие предприятия в большинстве своем либо убыточны, либо работают «неустойчиво», что создает угрозу «для социальной стабильности». Финансовое положение не позволяет им содержать «объекты социальной инфраструктуры». Предоставляемые в регионах услуги низкого качества, их немного, рабочих мест мало, сложная демографическая ситуация, «обусловленная миграционным оттоком образованного и трудоспособного населения (особенно молодежи) в более крупные города». В 2006 г. из 185 малых и средних городов в 52 уровень безработицы превысил среднереспубликанский.

Что касается новых предприятий, то их будут создавать и государство, и частники. Например, планы развития Минской области предусматривают появление «государственных унитарных предприятий по оказанию платных медицинских услуг». К программе также прилагается перечень из 800 проектов, которые планируется реализовать.

Как уже неоднократно писала «ЭГ», рассказывая о планах правительства в отношении малых городов и предпринимательства, потенциал частного сектора предполагается задействовать именно там. «Создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата», «ускоренное развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства», «внедрение фермерства и народных ремесел на основе микрокредитования, страхования инвестиционных рисков, создания лизинговых центров, обществ взаимного кредитования». Все это меры, которые должны привести к повышению уровня жизни в малых городах и превратить их «в благоприятные и безопасные для человека места проживания». Нанимателям, работающим в городах «с высоким оттоком населения и критическим рынком труда», обещают стимулы для создания новых рабочих мест. Безработным, решившим начать свое дело, предлагается увеличить до «десятикратной величины бюджета прожиточного минимума» объем средств на его создание.

Правительство полагает, что в качестве инвестора может выступить население: профинансировать строительство жилья, купить ценные бумаги, положить деньги на депозит или отнести их в негосударственный пенсионный фонд. Кроме того, «потребуется развитие такого финансового инструмента, как корпоративные облигации», указывается в документе. По мнению разработчиков, они должны выпускаться на основании бизнес-планов инвестиционных проектов модернизации убыточных и низкорентабельных организаций.

Для реализации особо важных проектов правительство готово прольготировать (из местных бюджетов) процентные ставки по кредитам (50-100% ставки рефинансирования) даже частникам. Причем без требования взять государство «в долю». Как о возможном виде поддержки в проекте говорится о государственных гарантиях, о помощи в виде освобождения от оборотных налогов, предоставления налогового кредита, средств из инновационного фонда («по необходимости» даже на безвозмездной основе).

Разработчики понимают, что деловой активности способствовало бы упрощение процедуры создания предприятий и их ликвидации, создание инфраструктуры поддержки предпринимательства, доступ к финансовым ресурсам, вовлечение в оборот госимущества, которое государство не использует. Предлагается продавать убыточные предприятия «имущественными комплексами», как это было с колхозами (Указ от 14.06.2004 № 280); стимулировать местные власти «взращивать» предпринимателей — оставлять в местном бюджете налоги (кроме НДС), уплаченные вновь созданными частными компаниями (кроме торговых).

По расчетам разработчиков проекта, в основной капитал для развития регионов необходимо вложить 14 трлн. Br в ценах 2005 г. На реализацию программы планировалось затратить порядка 20 трлн. Br. Средства в основном собственные, заемные и бюджетные. Программа охватывает 187 населенных пунктов: 95 поселков городского типа с численностью от 500 человек, 73 малых города, 15 средних (до 50 тыс.), 1 сельский поселок (Ильич) и 2 деревни и город Слоним (51,5 тыс. чел).

Помимо проекта Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2006-2010 гг. на рассмотрение Президента правительство представило ряд проектов документов, реализация которых тоже должна способствовать развитию белорусских регионов. Это проекты указов Президента «Об упрощенной системе налогообложения»; «О мерах по стимулированию производства и реализации отдельных товаров»; «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества». Что предлагают эти документы, читайте в ближайших номерах «ЭГ».

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях