Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
13.02.2007 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые изменения и дополнения в оплате руководителей и применении ЕТС

Постановление Минтруда и соцзащиты от 22.12.2006 № 162 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее — постановление №&nbs...

Постановление Минтруда и соцзащиты от 22.12.2006 № 162 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее — постановление № 162) принято на основе анализа практики применения норм постановлений Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 № 122 «Об утверждении Инструкции и применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (с изменениями и дополнениями) ( далее — Инструкция № 122) и от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) ( далее — Инструкция № 123).

Постановлением № 162 внесены следующие основные изменения и дополнения в названные нормативные правовые акты.

В приложении к Инструкции № 122 введено 27 тарифных разрядов для тарификации руководителей коммерческих организаций взамен повышающих коэффициентов, которые были предусмотрены для их тарификации с 21-го по 23-й разряды, а также увеличена на один разряд тарификация руководителей малочисленных коммерческих организаций, списочная численность работающих которых свыше 21 до 50 человек.

Аналогичное изменение произведено в приложении 9 к Инструкции № 123, а также изменена его нумерация с 9 на 10.

Введение тарификации руководителей коммерческих организаций с 24-го по 27-й разряд включительно уменьшит количество применяемых повышающих коэффициентов в их оплате и упорядочит их тарификацию. Кроме того, увеличение на один разряд тарификации руководителей малочисленных коммерческих организаций (21-50 чел.) позволит более правильно тарифицировать их заместителей и главного бухгалтера.

Пример. В коммерческой организации с численностью работающих 50 чел., относящейся к первой группе ставок руководителей и специалистов, по действующей до 1 марта 2007 г. тарификации тарифный разряд руководителя — 16, первого заместителя руководителя — 15, заместителя руководителя и главного бухгалтера — 14, начальника отдела — 16.

С учетом внесенных изменений тарифный разряд руководителя повысится до 17, первого заместителя руководителя — 16, заместителя руководителя и главного бухгалтера — 15, начальника отдела — 16.

Изменения и дополнения в Инструкцию № 123 внесены с учетом предложений республиканских государственных органов управления и иных организаций, подчиненных правительству, а также отдельных организаций. Учитывая количество вносимых изменений, Инструкция № 123 изложена в новой редакции.

Глава 1 «Общие положения» Инструкции № 123 дополнена новым пунктом (35), предусматривающим порядок введения фиксированных должностных окладов для отдельных должностных лиц убыточной коммерческой организации в зависимости от размера должностного оклада руководителя данной организации, установленного ему в соответствии с законодательством.

Справочно: в соответствии с п.4 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением Совмина от 25.07.2002 № 1003 (с изменениями и дополнениями), по решению собственника руководителям убыточных организаций при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния могут устанавливаться на период не более двух лет должностные оклады (без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера) в размере, не превышающем 3,5 среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующей отрасли экономики республики за квартал, предшествующий отчетному кварталу.

Установление фиксированных должностных окладов для отдельных должностных лиц позволит создать команду руководителя убыточной организации для реализации мероприятий по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния.

Пример. В убыточной коммерческой организации, основным видом экономической деятельности которой является торговля, по решению собственника имущества ее директору установлен фиксированный должностной оклад в размере 3 среднемесячных заработных плат, сложившихся по отрасли «Торговля» за квартал, предшествующий отчетному кварталу. Списочная численность работников организации 55 чел. Тарифный разряд руководителя организации — 17 (тарифный коэффициент 3,98).

За IV квартал 2006 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников торговли составила 530,8 тыс. руб. При этом фиксированный должностной оклад директора будет равен 1592,4 тыс. руб. (530,8 х 3).

Условная тарифная ставка 1-го разряда для расчета фиксированных должностных окладов работников «команды» руководителя составит 400 100 руб. (1 592 400: 3,98).

Руководитель организации принял решение о создании своей команды работников и установил им также фиксированные должностные оклады.

В целях повышения стимулирования труда отдельных категорий специалистов, осуществляющих конструкторские, проектные, технологические, архитектурно-проектные работы, в п.15 Инструкции № 123 предусмотрена более высокая тарификация.
Тарифные разряды техников-конструкторов, техников-технологов, техников-проектировщиков, инженеров-конструкторов (конструкторов), инженеров-технологов (технологов), инженеров-проектировщиков, архитекторов всех категорий и по производной должности «ведущий» установлены на один разряд выше, чем тарификация специалистов, предусмотренная по строкам 4 и 5 приложения 1 к Инструкции № 123.

В п.33 Инструкции № 123 уточнена норма, позволяющая нанимателю повышать тарифные должностные оклады руководителям и специалистам организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения либо подчиненные организации, дочерние предприятия. Ранее действовавшее повышение до 10% теперь дополнено нормой, предусматривающей, что если обособленные подразделения, подчиненные организации, дочерние предприятия занимаются видами экономической деятельности, отличными от основного вида деятельности организации, и объем их выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) составляет не менее 30% объема выручки по организации в целом, исчисленного нарастающим итогом с начала отчетного года, то тарифные должностные оклады руководителей и специалистов организации могут быть повышены до 15% включительно.

Кроме того, этим же пунктом коммерческим организациям предоставлено право вводить повышенные расценки (до 20%), тарифные ставки (до 15%) и тарифные должностные оклады (до 10%) работников при проведении работы по нормированию труда и снижению трудоемкости при внедрении новых либо совершенствовании действующих видов техники и технологи, а также методов организации производства и труда. При этом определено, что применение указанных мер стимулирования должно осуществляться за счет экономии фонда заработной платы, полученной коммерческой организацией в результате проведения работы по нормированию труда и снижению трудоемкости при условии фактического улучшения эффективности хозяйствования и росте производительности труда. Это позволит материально заинтересовать как рабочих, так и руководителей различного уровня управления и специалистов в проведении работы по совершенствованию нормирования труда, увязке норм труда с применяемыми видами техники и технологии, а также методами организации производства и труда, что окажет положительное влияние на эффективность хозяйствования коммерческих организаций и соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы.

Справочно: За 2006 г. организациями реального сектора экономики пересмотрено около 312 тысяч местных норм и нормативов по труду или 11,6% от общего количества применяемых норм труда в республике. За этот же период разработано свыше 3 тысяч норм и нормативов по труду на новые виды оборудования и технологии, выпускаемой продукции.

Проводимая в 2006 г. организациями реального сектора экономики работа по пересмотру и замене норм и нормативов по труду позволила в целом по республике снизить трудоемкость работ на 83,2 млн. человеко-часов и сэкономить около 6,2 млрд. рублей фонда заработной платы.

Учитывая введение данной нормы и то, что по таким профессиям рабочих, как уборщик помещений, дворник и ряд других установлены тарифные разряды, в Инструкции № 123 пересмотрен подход к применению повышения их тарифных ставок за условия труда. Так, пунктом 39 Инструкции № 123 предусмотрено, что тарифные ставки гардеробщиков, дворников, истопников, лифтеров, подсобных рабочих, уборщиков помещений, тарифицируемых 1-м тарифным разрядом, а также уборщиков территорий за характер и специфику труда могут повышаться на 5% включительно; а уборщиков помещений, использующих дезинфицирующие средства при уборке туалетов, — на 10% включительно. При этом, при установлении норм труда наниматель имеет право повысить, например, рабочим-повременщикам указанных профессий тарифные ставки до 15%.

Пример. В коммерческой организации уборщику помещений 2-го разряда Ивановой А. П.  установлена тарифная ставка в размере 174 000 руб. (150 000 х 1,16), где 150 000 руб. — тарифная ставка 1-го разряда, действующая в организации, 1,16 — тарифный коэффициент, соответствующий 2-му тарифному разряду по ЕТС.
В результате проведения нанимателем работ по нормированию труда Ивановой А. П.  установлена норма площади уборки — 600 кв.м вместо 500 кв.м. При этом наниматель установил ей повышения тарифной ставки в размере 15% и 5% за характер и специфику труда.

Ставка Ивановой А. П.  в этом случае составит 208 800 руб. (174 000 + 174 000 х (15 + 5): 100).

Кроме того, внесены изменения и дополнения практически во все приложения к Инструкции № 123.

В приложении 1 введено 27 тарифных разрядов ЕТС и увеличена тарификация на один разряд мастеров, старших мастеров, начальников участков, начальников бюро (сектора, группы).

В приложении 2 уточнены условия применения коэффициентов по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям — термины «тяжелые и вредные условия труда» и «особо тяжелые и особо вредные условия труда» заменены на конкретные виды работ и профессии рабочих.

Приложения 3 и 4 дополнены тарификацией отдельных профессий рабочих и должностей других служащих.

В приложениях 5 и 8 уточнена редакция отдельных позиций. Кроме того, в приложении 5 отрасли заменены на виды экономической деятельности.

В приложениях 6 и 7 установлена тарификация отдельных должностей руководителей структурных подразделений и специалистов научных коммерческих организаций.

Инструкция № 123 дополнена приложением 9, в котором приведена тарификация должностей служащих организаций транспорта.

Указанные дополнения и изменения в Инструкцию № 123 направлены на совершенствование механизма дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Геннадий ПРОХОРЧИК, начальник главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений