$

2.5600 руб.

3.0438 руб.

Р (100)

3.3894 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Интеграция

Новые деньги на старые проблемы

19.03.2004
Принятие и исполнение Союзного бюджета -- один из механизмов экономической интеграции наших стран, действующий с 1998г. С тех пор размер бюджета увеличился более чем в четыре раза, изменились и некоторые принципы использования его средств.

В структуре доходов Союзного бюджета 95,5% приходится на отчисления из национальных бюджетов России и Беларуси. Остальная часть будет сформирована за счет неналоговых доходов от имущества Союзного государства и процентов по ранее выданным кредитам. В общем объеме отчислений на долю Беларуси приходится 35%, а России -- 65%. В равных пропорциях финансируется только программа совместных действий для преодоления последствий чернобыльской катастрофы.

Такое распределение дает российским критикам основание подчеркнуть неравномерность нагрузки в Союзе, утверждая при этом, что Россия больше вкладывает в его будущее, и поэтому Беларусь играет лишь второстепенную роль. Это не так. Белорусские 35% -- это около 1% бюджета РБ, а российские 65% -- только около 0,1% бюджета наших соседей. Если пересчитать эти показатели по удельной нагрузке на одного жителя, то оказывается, что, например, в 1999г. на каждого белоруса пришлось 18600 RUB, а на россиянина -- 2500 RUB, т.е. в 7,3 раза меньше. Для сравнения, бюджет Евросоюза формируется исходя из отчислений в процентах от ВВП стран-участниц, а не в абсолютных показателях. Таким образом, если принять практику ЕС как эталон интеграции, Беларусь вносит в общую казну больше, чем Россия.

Важнейшими статьями расходов Союзного бюджета 2004г. будут:

1) Расходы на безопасность Союзного государства. За счет этих средств осуществляется модернизация таможенной инфраструктуры Союзного государства и оборудование его внешних границ.

2) Расходы на реализацию научно-технических программ. В 2004г. предусмотрено финансирование 36 таких совместных программ. Среди них "Союзный телевизор-2", программы по разработке оптического оборудования, по созданию единого образовательного пространства, программы в сфере биотехнологий ("БелРосТрансген"), космических технологий и т д.

3) Расходы на экологию и охрану окружающей среды. Это прежде всего средства, предназначенные для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и также на предупреждение и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

4) Расходы на СМИ и социальные программы.

5) Финансирование органов Союзного государства по статье "Другое".

Нужно отметить изменение принципа бюджетного кредитования предприятий, которые участвуют в совместных проектах и программах двух государств. Раньше широко применялось расходование средств Союзного бюджета в форме прямого бюджетного кредитования, что вело к нарушению конкурентной среды и созданию лучших условий для отдельных предприятий. Кроме того, такое кредитование противоречило правилам и нормам ВТО. В 2004г. поддержка предприятий за счет Союзного бюджета будет осуществляться только при условиях оплаты части процентов по кредитам.
 
ТАБЛИЦА 1
Размеры Союзного бюджета в 1998-2004гг.
============================================
Год       Размер, млн.
          российских рублей
============================================

1998        583
1999        800
2000       2230
2001       2360
2002       2600
2003       2438
2004*      2650*
============================================================
* -- предварительные данные

В сравнении с 2001--2003гг., размер Союзного бюджета 2004г. почти не изменился. Это настораживает, потому что 88 млн. USD -- очень мало для экономик Беларуси и России. Одно только налаживание производства кинескопов в России, по оценкам специалистов, требует около 500 млн. USD.

Не радует и опоздание в принятии бюджета. Ни одна из стран-союзниц в отдельности не позволила бы себе определиться с национальным бюджетом с опозданием на квартал, как это почти всегда происходит с принятием Союзного бюджета.

По своей структуре бюджет 2004г. больше напоминает первый бюджет Союзного государства, принятый в 1998г., чем прошлогодний. Значительная его часть будет направлена на цели безопасности (49%), в то время как в 2003г. основной статьей были научно-технические программы (почти 46%).

Вероятно, не случайно принятие Союзного бюджета никогда не вызывает широких дебатов и споров -- не сравнить с газовой проблемой и единой валютой. На данный момент цена этого вопроса не столь уж высока. Если в ближайшие годы не будут увеличены размер бюджета Союзного государства и степень ответственности за его принятие и реализацию, он рискует превратиться в формальный атрибут.

Автор публикации: Андрей ВЕЧЕРСКИЙ,студент БГЭУ, лауреат конкурса "НЭГ"


***