$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

НОВОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕС-ЦИКЛА

27.09.2013

О том, что новости и деньги тесно связаны, в мире знают давно. Но возможно, эта связь еще теснее, считают экономисты Пол Бодри из университета Британской Колумбии и Фрэнк Порти из университета Тулузы (Франция), разработавшие теорию спекулятивных бизнес-циклов.

В основе спекулятивного бизнес-цикла лежат новости, на основе которых агенты формируют свое представление о спросе на продукцию в будущем. Если агент правильно определил такие потребности, то он может получить серьезную выгоду: он опередил рынки, сделал правильные инвестиции и произвел товары, на которые только что появился спрос. Если несколько агентов получили аналогичные новости и повели себя таким же образом, то в экономике начнется бум. Эта модель поведения основана на спекуляции, а не на факте, в его основе может лежать ошибка. Тогда спрос на нужный товар так и не начнет расти, а в экономике появятся избыточные инвестиции. Например, в начале 1980-х годов все ожидали роста спроса на дальнюю телефонию, телеконференции и другие виды спутниковой связи. Компании начали массово строить и запускать телекоммуникационные спутники. Но спрос так и не материализовался, а к 1999 г. лишь 53% мощностей спутников было использовано. Но это ничему не научило людей. В 1990-е годы разразился бум «доткомов»: компании ожидали роста спроса на передачу данных. В 1998 г. были запущено 150 спутников — втрое больше, чем в 1993-м. Но в 2000-е годы сдулся пузырь на рынке интернет-компаний, и спрос так и не вырос. В 2001 г. был запущен 71 спутник, а в 2003-м — 69. Немало таких примеров можно найти и в белорусской экономике. То и дело власти провозглашают приоритетом производство какого-нибудь товара, выделяются бюджетные деньги и льготные кредиты на создание и модернизацию производства, а в результате продукция оказывается невостребованной на рынке.

Агенты постоянно получают информацию, которая касается будущего развития их сектора экономики, — об изменениях в регулировании, демографических тенденциях, ценах на нефть или о технологических открытиях. Подобные новости могут быть как правдивыми, так и ложными, но всегда влияют на решения экономических агентов об инвестициях, расширении бизнеса или создании новых товаров.

Экономисты в своей модели сконцентрировались на изучении влияния новостей, связанных с изменениями в технологиях. И поняли, что бум зависит не от технологического прорыва, а от новостей и спекуляций на его тему. Если агенты получили новости о том, что в каком-то секторе экономики произойдут важные технологические изменения, то они могут захотеть инвестировать в этот сектор или в смежные сектора, которые также окажутся в выигрыше. В ответ на новость о будущих технологических изменениях фирмы резко расширяют свой штат. Если новость оказывается правдой, то занятость продолжает расти. Если же она оказалась ложью, то фирмы начинают увольнять сотрудников.

Примерно такая же реакция у фондового рынка: в ответ на шок, который в будущем улучшит производительность труда, цены на акции сразу же начинают расти, причем это происходит быстрее, чем увеличивается занятость. Если новости оказываются информационным шумом, то за бумом роста цен следует падение. Фондовый рынок — это лучший индикатор реакции рынков на информационный шум. Потребление в отличие от бирж не сразу реагирует на новости. Сначала фирмам надо нанять персонал и начать делать капитальные вложения.

Экономисты проанализировали статистику по экономике США за 1947–2012 годы и выявили несколько зависимостей. Так, шок инноваций начинает влиять на производительность экономики с лагом в 10 кварталов. Однако его влияние ощущается в долгосрочной перспективе. Такой же шок отражается на фондовом рынке лишь однажды и влияет на него в краткосрочной перспективе. Таким образом, любой шок сначала отражается на ценах акций и только потом — на производительности. Рынки и производительность труда примерно одинаково реагируют на шоки спроса и предложения.

В основе делового цикла лежат новости: сначала они влияют на цикл, а затем меняется производительность труда. Различные макропеременные по-разному реагируют на новостные шоки. Однако и потребление, и инвестиции, и ВВП изначально показывают быстрый рост, а затем наблюдается спад. Новостной шок объясняет порядка 60–80% изменения этих показателей в течение 4–16 кварталов, но лишь 3% колебаний — производительности экономики.

Благодаря новостному шоку потребительская уверенность растет в течение двух кварталов. Однако связано это больше с ростом расходов, а не с реальными улучшениями на рынке труда.

В основе бумов и бизнес-циклов лежат ожидания. Рост спроса на инвестиции связан с тем, что агенты ожидают позитивных изменений. Это приводит к тому, что изменения происходят быстрее. Рецессии, таким образом, становятся следствием слишком высоких ожиданий агентов и следуют после периода оптимизма. Стоит подумать, насколько замедление роста ВВП в Беларуси и России связано с завышенными ожиданиями благотворного влияния Таможенного союза.

Известно, что после окончания Второй мировой войны почти каждой рецессии в США предшествовал период, когда инвестиции росли быстрее производительности. Единственные исключения — рецессии 1973 и 1980-х годов, в основе которых лежал фактор роста цен на продукты и энергетику. Таким образом, опережающий рост инвестиций может служить индикатором грядущего спада. Заметим, что в Беларуси инвестиции в основной капитал в 2011 г. выросли на 13,3%, а производительность труда — на 6%, в 2012-м — минус 13,8 и 4% соответственно, а по итогам 7 месяцев т.г. — на 10,2 и 2,5%. Есть о чем задуматься.

Теорию бизнес-циклов, в основе которых лежат новости, также подтверждает и динамика соотношения инвестиций в основной капитал к производительности и количеству отработанных часов — на пике оба показателя достаточно высоки. Одним из самых лучших сигналов о наступлении кризиса являются цены на акции — их динамика отражает инвестиции компаний и ожидания рынков.

Новости стимулируют рост сильнее реальных изменений в технологиях: бизнес начинает инвестировать раньше, а потребители — покупать. Новости влияют на бизнес-циклы через два основных канала — потребление и инвестиции. Это значит, что они подстегивают рост экономики еще до появления принципиально новой технологии. В таком контексте рецессии и другие колебания делового цикла становятся лишь мыслительными операциями экономических агентов по переоценке собственных ожиданий.