$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НОВОГОДНЯЯ СТРАТЕГИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ ©

28.12.2012

Деловое сообщество страны представило правительству очередной пакет предложений по развитию частного бизнеса — проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Беларусь на период до 2020 г.

Этот документ разработан Советом по развитию предпринимательства при Президенте и Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского в сотрудничестве с немецкими экспертами. В нем проведен комплексный анализ текущего состояния МСП и изложены условия, которые позволят усилить его роль в белорусской экономике.

Траектория роста

Как отмечается в стратегии, упрощение ряда условий экономической деятельности и совершенствование законодательства способствовали существенному росту числа субъектов МСП. Если в 2001–2005 гг. среднегодовой прирост числа малых предприятий составил 3,2% (в целом за пятилетку — 16,9%), то в 2006–2010 гг. — 20,5% (154,3%). В истекшую пятилетку наиболее высокие темпы роста числа малых организаций отмечены в Брестской области (374,5% или 130% в среднем за год), Минской (354,1% или 128,8%) и Гродненской (329,5% или 126,9%). Увеличивается доля регионов в численности субъектов МСП.

Всего на начало 2012 г. в Беларуси насчитывалось более 91 тыс. представителей МСП, в т.ч. 88,7 тыс. микро- и малых организаций. Доля этого сектора в ВВП выросла с 7,9% в 2005 г. до 22,9% в 2011-м, в промышленном производстве — с 7 до 17,5%, инвестициях в основной капитал — с 6,9 до 36%, розничном товарообороте — с 10,1 до 37,6%, внешнем торговом обороте — с 21,3 до 38,2%, в т.ч. экспорте — с 13,3% до 46,1%. Однако такие достижения не коснулись ряда отраслей. Так, удельный вес малого предпринимательства (МП) в промышленности снизился в 2010 г. по сравнению с 2005-м как по числу субъектов (с 23,5% до 20,2%), так и по численности работников (с 38,2% до 28,1%). Пока не получило должного развития предпринимательство в организациях инфраструктуры, обеспечивающих материально-техническое снабжение и сбыт (в 2010 г. удельный вес составил 0,8% в общем числе организаций и 0,7% в численности работников), в информационно-вычислительном обслуживании (0,8% и 0,6% соответственно), финансовом секторе (0,4% и 0,3%), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (1,8% и 1,5%), образовании (0,5% и 0,6%), культуре и искусстве (1,5% и 1,4%). Крайне слаба активность в науке, на долю которой приходится лишь 0,4% субъектов МП, и научном обслуживании (0,5%), что свидетельствует о неэффективности механизмов стимулирования и поддержки инновационного предпринимательства.

Самыми популярным среди предпринимателей по-прежнему остаются торговля и общепит, где в 2010 г. работали 30,37 тыс. субъектов МП, или 40,9% от их общего количества.

За фасадом либерализации

Несмотря на улучшение бизнес-климата Беларуси, отмеченное в последние годы рядом международных институтов, авторы стратегии убеждены в необходимости дальнейшей интенсификации реформ. Как показывают различные исследования, наиболее проблемными для МСП остаются регистрация бизнеса, регулирование цен, лицензирование, большой документооборот и особенно — проверки, штрафы и налогообложение. Сохраняются неравные условия хозяйствования для государственных и частных предприятий, есть проблемы в отношениях с местными властными и контролирующими органами при проведении тендеров, в доступе к кредитным и сырьевым ресурсам, установлении цен, арендных ставок, налоговых льгот. Более 60% предпринимателей сталкиваются с вмешательством государственных, особенно местных органов, в деятельность частного бизнеса.

Чаще всего встречаются два вида такого вмешательства. Первый из них в народе окрестили «барщиной» — это принуждение к выполнению т.н. социальных обязательств: озеленение, благоустройство, шефство и т.д. Второй назвали «оброком» — «благотворительность» по требованию чиновников, подписка на государственные и ведомственные газеты и журналы и т.д. Массовый характер носит доведение темпов роста производства, экспорта и других прогнозных заданий.

Поэтому авторы стратегии призывают продолжить работу в рамках Директивы № 4 по либерализации экономики, созданию равных условий хозяйствования и формирования конкурентной среды, по развитию и гарантиям частной собственности, совершенствованию госуправления. Есть и более высокие задачи: добиться демократизации на основе корпоративного управления и ГЧП, привлечения из-за рубежа капитала соотечественников, интеграции белорусской экономики в региональные и глобальные союзы. В частности, в рамках ЕЭП приоритетными направлениями должны стать вопросы антимонопольного регулирования, кадрового обеспечения, судебного и внесудебного разрешения споров, саморегулирования бизнеса.

Построим

и перестроим

В Страновом экономическом меморандуме для Республики Беларусь, выпущенном Всемирным банком в апреле т.г., существующая модель достигла своих пределов и не может обеспечить устойчивого развития при отсутствии структурных реформ. Они должны привести к существенному росту производительности в условиях макроэкономической стабильности. Поэтому миссией стратегии названо создание весомого высокотехнологичного и социально ориентированного сектора, способного значительно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее устойчивость и конкурентоспособность. Основной движущей силой в структурной перестройке белорусской экономики должно стать частное предпринимательство.

При этом удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП должен достичь 30% в 2015 г. и 40% — в 2020 г., доля занятых в нем — 35% и 45% соответственно, вес в совокупном экспорте — 55–60% до конца 2020 г. А в дальнейшем нужно «подтянуться» до уровня ЕС, где на малый и средний бизнес приходится около 60% ВВП и 60–70% занятости.

Структурную перестройку экономики Беларуси должно обеспечивать опережающее развитие сектора услуг (где традиционно доминирует МСП) и доведение его веса в общем объеме добавленной стоимости до 60–65% к 2020 г. Кроме того, авторы стратегии надеются на изменение структуры МСП, в которой доминирование торговли должно уступить другим секторам, устранение региональных диспропорций, повышение инновационной активности бизнеса, развитие субконтрактации, аутсортинга и франчайзинга. К сожалению, при этом не видно, каким образом будут устранены главные препятствия на пути к этим достижениям — риски, заставляющие многих предпринимателей ориентироваться на минимальный цикл оборачиваемости и окупаемости вместо долгосрочных проектов. К тому же шаги, предпринимаемые сегодня властями, вроде создания холдингов и увеличения доли государства в ряде компаний, направлены прежде всего на сохранение доминирования государства в экономике.

Тем не менее авторы стратегии продолжают апеллировать к мировому опыту, в частности, немецкому. В 40–50-е годы предпринимательство в ФРГ было не слишком популярным. Понадобилась политическая воля лидеров, чтобы изменить ситуацию, отметил профессор экономики Западно-Саксонского университета Цвикау д-р Штефан Колев. Тогда, строя социально-рыночную экономику, Германия одновременно отказалась от патернализма в отношении отдельных компаний. Те, кто не выдерживал конкуренции, разорялись в процессе естественного отбора, освобождая место для более сильных и удачливых. Роль государства сводилась к созданию благоприятных рамочных условий для ведения бизнеса и контроля за соблюдением общих правил. Поэтому советник посольства ФРГ в Беларуси Петер Деттмар считает, что только через обеспечение прозрачных и рыночных условий, равных для всех форм собственности, можно достичь значимого роста МСП. Эти же условия являются обязательными для страны, которая желает стать членом ВТО.

Советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова предложила политику поддержки МСП рассматривать в виде пирамиды, в основе которой экономические свободы и содействующее конкуренции законодательство. Без этого развитие предпринимательства не будет стабильным, а многие формы его поддержки окажутся неэффективными. Только при благоприятных институциональных основах возможно построение второго уровня пирамиды — создание бизнес-элиты, и третьего — реализации мер поддержки финансово-кредитного стимулирования, создания инфраструктуры, поощрения инновационной деятельности и т.д. Стратегия предлагает здесь широкий инструментарий, так что простоев на стройке века быть не должно.

Однако главная движущая сила этой стройки — серьезные реформы, причем некоторые из них, возможно, достаточно болезненные. Но вызовы, стоящие сегодня перед белорусской экономикой, не терпят отлагательства и требуют пересмотра привычных подходов. Председатель БСПН Георгий Бадей признался, что в 90-е, будучи министром экономики, он был противником резких реформ, однако с тех пор несколько изменил свои взгляды — шоковая терапия все-таки лучше, чем шок без терапии. Г.Бадей убежден, что надо преодолеть менталитет «социального государства», когда народ постоянно ждет, что кто-то придет и все даст, а власти воспринимают развитие предпринимательства как некое «хобби» экономики, а не стратегическое направление. Отсюда и слабая предпринимательская инициатива населения, непонимание потребностей бизнеса со стороны чиновников и некоторые идущие вразрез с Директивой № 4 законодательные инициативы.

В том, что предложения бизнес-общественности не останутся без внимания, а станут реальной подпиткой работы чиновников, заверил заместитель министра экономики Антон Кудасов. Он также пообещал, что интересы МСП будут учитывать не только в Беларуси, но в решениях Евразийской экономической комиссии.

По нашим сведениям, текст проекта стратегии уже поступил в Минэкономики и готовится к представлению в Совмин. Правда, окончательная ее редакция под влиянием традиционного консерватизма чиновников еще может измениться, а воплощение в жизнь — оказаться совсем не таким, как на бумаге. Но в канун Нового года хочется верить в лучшее, и даже в чудо.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях