Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
28.12.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НОВОГОДНЯЯ «МИНИМАЛКА»

Минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2011 г. устанавливается в размере 460 тыс. Br, а часовая — 2710 Br. Такое решение принято постановлением Совмина от 20.12.2010 № 1844. Следовательно, в новом году нанимателям, независимо от формы собственности и сферы деятельности, придется изыскать дополнительные ресурсы, чтобы обеспечить очередное усиление социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников.

Минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2011 г. устанавливается в размере 460 тыс. Br, а часовая — 2710 Br. Такое решение принято постановлением Совмина от 20.12.2010 № 1844. Следовательно, в новом году нанимателям, независимо от формы собственности и сферы деятельности, придется изыскать дополнительные ресурсы, чтобы обеспечить очередное усиление социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников.

Таким образом, МЗП увеличится с 1 января на 15% по сравнению с той, которая была установлена с 1.11.2010 г. Указом Президента от 27.09.2010 № 490. При этом государство вернулось к установлению «минималки» решением правительства, как определено ст. 2 Закона от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».

МЗП (месячная и часовая) является согласно ст. 59 ТК государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Нарушение требований в вопросах начисления зарплаты менее гарантированного минимума грозит нанимателю штрафом в соответствии со ст. 9.19 КоАП (от 4 до 20 базовых величин).

Международная организация труда (МОТ) в своем недавнем исследовании отметила рост в 2008–2009 гг. доли наемных рабочих, получающих минимальную или очень низкую зарплату. При этом половина стран в последнее время упорядочили минимальную зарплату посредством либо ее регулярного пересмотра, либо в рамках мер по защите покупательной способности наиболее уязвимых групп работников. МОТ призывает установить более четкую связь между МЗП, социальной политикой, производительностью труда и политикой на рынке труда. Правда, в Конвенции МОТ № 76 утверждается, что минимальная зарплата должна полностью гарантировать прожиточный минимум. Но среди стран СНГ с этой задачей справились только Украина и Казахстан. У остальных определенный разрыв сохраняется. Так, в Беларуси среднедушевой минимальный потребительский бюджет для трудоспособного населения составляет c 1.11.2010 г. по 31.01.2010 г. 575 960 Br — 69% нынешней и 79,9% будущей «минималки». В России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4330 RUB (правда, в 27 из 83 субъектов Федерации он выше), хотя средний по стране прожиточный минимум — 5198 RUB. По данным Статкомитета СНГ, получают зарплату ниже прожиточного минимума и живут за чертой бедности в Азербайджане 5,3% населения, Беларуси — 3,6%, Казахстане — 1,2%, Кыргызстане — 57%, Молдове — 34,8%, России — 12,8%, Украине — 13,4%. Однако зарубежные эксперты отмечают, что в методологию формирования потребительских корзин в странах СНГ заложены узкий ассортимент потребительских товаров и услуг, завышенные сроки службы непродовольственных товаров, заниженные нормы потребления продуктов питания при углеводистой модели продуктового набора. Ни в одной из стран СНГ в прожиточном минимуме не предусмотрены затраты, которые должны обеспечить содержание ребенка.

Возможно, нынешнее повышение социальных гарантий обрадует низкооплачиваемых белорусов. А вот некоторых их нанимателей может существенно напрячь — ведь незапланированный рост затрат неизбежно заставит их повысить цены, а если это не удастся — смириться со снижением рентабельности, и без того упавшей в текущем году даже по сравнению с кризисным прошлым годом. Между тем, экономические возможности нанимателей названы в ст. 1 Закона № 124-З в числе факторов, учитываемых при установлении МЗП.

К тому же согласно п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утв. Указом от 16.01.2009 № 40, сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера МЗП, установленной законодательством. Отметим, что в новом году выполнять данное требование малым предприятиям станет несколько легче. В соответствии с Указом от 24.12.2010 № 676 обязательные платежи в ФСЗН субъектами малого предпринимательства со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно будут осуществляться не ежемесячно, как сегодня, а ежеквартально, но не позднее установленного дня выплаты зарплаты за последний месяц отчетного квартала.

С другой стороны, в уходящем году многие компании уже сталкивались с требованиями местных органов власти и инспекций МНС повысить зарплату. Но если до сих пор подобные претензии несколько выходили за рамки правового поля, то теперь у чиновников появится законный повод предъявлять их любому слишком скупому (иногда поневоле) предприятию. Правда, такой потенциальный нарушитель быстро сообразит, что выйти из-под удара можно, скажем, попытавшись перевести своих низкооплачиваемых сотрудников на 0,5 — 0,8 ставки. Нужно лишь время, чтобы привести свое штатное расписание, контракты и прочие документы в соответствие с новыми реалиями. Благо упомянутое Положение допускает, что при занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы взносов, исчисленной из суммы размера минимальной зарплаты (с учетом индексации) пропорционально отработанному времени.

С другой стороны, заботясь о социальной защите трудящихся, государство не спешит подкрепить свои усилия адекватными налоговыми решениями. В развитых странах не облагаемый подоходным налогом минимум составляет не менее бюджета прожиточного минимума. У нас же стандартный налоговый вычет с 1 января установлен в размере 292 тыс. Br в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 тыс.Br (подп. 1.1 ст. 164 НК), т.е. лишь 63,5% от новой МЗП и около половины минимального потребительского бюджета. А ведь работника интересует сумма «чистыми». И если она меньше МЗП, он получает наглядное представление о справедливости налоговой системы.

Вадим Лебедев

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений