Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
05.10.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НОВОЕ ЛИЦО КОНТРОЛЯ©

С 1 октября вступил в силу Указ Президента от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 332). В преддверии этой даты Комитет госконтроля Беларуси провел пресс-конференцию, в ходе которой были отмечены основные нововведения данного законодательного акта.

С 1 октября вступил в силу Указ Президента от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 332). В преддверии этой даты Комитет госконтроля Беларуси провел пресс-конференцию, в ходе которой были отмечены основные нововведения данного законодательного акта.

В своем выступлении председатель КГК Александр Якобсон назвал этот документ «новой вехой в оптимизации контрольно-проверочной деятельности в стране». Это не пустые слова: в стране не только должен продолжиться процесс снижения числа проверок, но и ужесточаются требования к контролирующим и надзорным органам с одновременным усилением ответственности их должностных лиц за нарушения порядка назначения и проведения проверок.

Гарантией первому является предусмотренное в Указе № 332 сокращение перечня контролирующих и надзорных органов (право на проведение проверок утратили структурные подразделения госорганов без права юридического лица и отдельные коммерческие организации), а также реализация требования главы государства о недопустимости «хождения проверяющих друг за другом». Теперь последнее исключено: если какой-либо контролирующий (надзорный) орган провел плановую проверку субъекта, то на следующую плановую проверку к нему в течение установленных периодов (1 год, 3 и 5 лет в зависимости от группы риска или 5 лет для тех, кто добросовестно исполняет законодательство) «не вправе выйти ни он, ни его вышестоящий орган, ни их структурные подразделения и подчиненные организации, если сферы их контроля (надзора) совпадают».

Свою роль должны сыграть и более жесткие процедурные требования к проверяющим при проведении проверок, направленные на сокращение «проверочной нагрузки» на субъекты хозяйствования. Одновременно Указ № 332 усилил ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов за нарушения порядка назначения и проведения проверок. В частности, установлено, что признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка еще не завершена — ее прекращение.

Более того, в случае, если будут установлены нарушения при назначении проверки либо при ее проведении не будут внесены сведения в книгу учета проверок, меры административной ответственности в размере от 20 до 100 базовых величин к виновным должностным лицам будут применяться органами КГК и судами вне зависимости от факта признания проверки незаконной.

А.Якобсон отметил и еще одно важное нововведение: Комитету госконтроля и его областным структурам предоставлены дополнительные полномочия в виде права самостоятельно исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности не соответствующие требованиям законодательных актов проверки любого контролирующего (надзорного) органа. Как сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих органов Комитета госконтроля Данута Рыжикова, уже сейчас из координационного плана проверок на II полугодие т.г. исключено 390 проверок. «Указ № 332 напрямую направлен именно на сокращение проверок и контролирующих органов, но эта работа не одномоментная, а постоянная, и она теперь будет давать практические результаты», — считает Д.Рыжикова.

Все это должно привести к тому, что количество проверок в Беларуси будет продолжать уменьшаться, что подтверждает и статистика: по данным Комитета госконтроля, за 8 месяцев 2012 г. число проверок КГК снизилось почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и в 1,5 раза — по сравнению с январем–августом 2011 г. при одновременном увеличении поступлений денежных средств в бюджет от одной проверки (в сопоставимых цифрах) в 2,5 и 1,2 раза соответственно. Таким образом, эффективность контрольной деятельности от снижения числа проверок только возрастает, что особенно важно для таких направлений, как борьба с лжепредпринимательством, использование средств бюджета и госсобственности, реализация крупных инвестпроектов, внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, промышленный и строительный комплекс, транспорт, банки, потребительский рынок, сфера услуг и социальная сфера.

Однако уменьшение числа проверок — не главный результат принятия Указа № 332. По мнению председателя КГК, основная его новация заключается в том, что на первый план выходят не проверки и наказания за допущенные субъектами нарушения, а предотвращение этих нарушений через выявление и устранение их причин и условий. «Нужно не только наказывать, но и помогать, разъяснять требования правовых актов, информировать о типичных нарушениях, чтобы субъекты хозяйствования их не допускали впредь», — считает А.Якобсон.

Профилактическая работа будет строиться во взаимодействии с бизнесом. В Указе № 332 определены основные формы такой работы: разъяснение порядка соблюдения требований законодательства и применения его на практике, семинары и «круглые столы» с предпринимателями, информирование их о типичных нарушениях. Особую роль во многих сферах экономики должна сыграть такая превентивная форма контроля, как мониторинги. Они, кстати, уже не являются чем-то новым для органов госконтроля, которые давно и успешно применяют их для оптимизации своей деятельности. А вот отдельным контролирующим и надзорным органам, по мнению председателя Комитета госконтроля, придется пересмотреть свои подходы к выполнению возложенных на них функций и начать работать в направлении предупреждения и профилактики правонарушений. Результаты упреждающего контроля по недопущению нарушений должны стать основным критерием оценки результативности работы каждого государственного органа и конкретного проверяющего.

Что касается самих проверок, то они, как пообещал руководитель главного контрольного ведомства страны, будут назначаться в тех отраслях и у тех субъектов, где действительно есть серьезные экономические проблемы и системные нарушения.

Указ № 332 не станет «финальной точкой» в развитии контрольной деятельности в Беларуси. Начальник главного экспертно-правового управления КГК Василий Герасимов сообщил, что сейчас на согласовании находится проект закона о внесении изменений в КоАП, «который предполагает кардинальные изменения, в т.ч. в части налогов». В частности, «убирается нижняя планка, что создает возможность учитывать все обстоятельства и не наказывать большими штрафами за формальные нарушения». После принятия этих изменений в большинстве случаев за нарушение будет отвечать не организация, а ее конкретное должностное лицо. Помимо этого вводится понятие «предупреждение», что позволит в ряде случаев вообще избежать штрафов.

С другой стороны, после принятия Указа № 332 количество штрафов, налагаемых на должностных лиц контролирующих и надзорных органов, наоборот, должно возрасти. КГК получил возможность штрафовать должностных лиц, нарушивших порядок назначения проверок, вне зависимости от того, признана или нет проверка незаконной, пожаловался субъект предпринимательства или нет, пояснила Д.Рыжикова.

Указ № 332 был достаточно высоко оценен и представителями деловых кругов. Так, председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин отметил, что данный документ является результатом конструктивного диалога между государственными органами и бизнес-сообществом. При его разработке эксперты бизнес-союзов высказывали свои мнения, вносили предложения, большинство из которых были учтены, они входили в состав рабочей группы по подготовке проекта этого документа. «В результате принят очень сбалансированный документ, в котором соблюдены интересы государства и деловых кругов и который направлен на профилактику, предотвращение нарушений», — сказал председатель БСП. По его мнению, после вступления Указа № 332 в силу в Беларуси улучшается деловая среда и создается благоприятный режим для добросовестных субъектов хозяйствования, которым «жить будет легче, а жуликам, наверное, сложнее».

Будем надеяться, что практика применения этого документа докажет столь оптимистичные выводы.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений