Новое лицо хозяйственных обществ-3: аффилированные лица и защита прав акционеров
Продолжение. Начало в «ЭГ» № 58, 59
Продолжим рассмотрение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», опубликованного на сайте Минэкономики для общественного обсуждения. Сегодня мы поговорим об аффилированных лицах, раскрытии информации и защите прав акционеров.
В Законе от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII) предлагается уточнить состав аффилированных лиц и отношение к сделкам с их участием.
Так, планируется включить в число аффилированных лиц близких родственников представителя государства в хозяйственном обществе. Правда, он должен проводит политику государства и формировать свою позицию по различным вопросам по согласованию с органом владельческого надзора, но исходя из собственного мнения и суждения, а иногда и самостоятельно. Поэтому у него есть возможности и личное влияние на процесс принятия решений органами управления хозобщества. Но если сам представитель государства согласно ст. 56 Закона № 2020-XII является аффилированным лицом, то логично считать таковыми и его родственников (что на практике некоторые ОАО уже делают). Интересно, что государство в лице различных органов аффилированным лицом по-прежнему не считается.
Предлагается установить точные сроки действий, связанных с операциями аффилированных лиц. Такие лица будут уведомлять о приобретенных ими акциях (долях) общества в 5-дневный срок (ст. 56), а раскрывать информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества придется в 10-дневный срок (ст. 57), поскольку нынешние формулировки «незамедлительно» и «в возможно короткий срок, необходимый для совершения указанных действий» выглядят слишком абстрактно. При этом аффилированные лица будут нести перед обществом ответственность в случае причинения имущественного ущерба в результате непредставления или несвоевременного представления информации. Правда, в зарубежной практике ущерб в основном связан с манипуляциями на фондовом рынке, что у нас пока почти нереально. Но в перспективе всякое может случиться.
Кроме того, конкретизируется период для определения взаимосвязанности сделок с однородными обязательствами, совершаемых с участием одних и тех же лиц. Если сейчас такой период определяется уставом, то согласно законопроекту он будет составлять 12 месяцев, если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества. Это даст компаниям ориентир для решения данного вопроса, но не избавит от возможных манипуляций: если соответствующий период будет установлен слишком коротким, это позволит вывести из-под контроля многие операции.
Не потребуется решения о совершении сделок с заинтересованностью аффилированных лиц при передаче участниками имущества в собственность общества, не влекущего увеличение уставного фонда, а также при приобретении акций по решению общества или по требованию акционеров, поскольку существенные условия продажи акций определены ранее решением собрания.
Информация
Отличительная особенность законопроекта – попытка разрушить традиционную информационную закрытость белорусских открытых акционерных обществ. Поэтому здесь много внимания уделяется раскрытию большего объема информации и ее доступности для инвесторов.
Например, в перечень документов хозяйственного общества включены уведомления о заключенных акционерных соглашениях (договорах об осуществлении прав участников ООО), списки лиц, заключивших такие соглашения (договоры), а также судебные решения по спорам, связанным с созданием хозобщества, управлением им или участием в нем.
В ст. 64 Закона № 2020-XII установлено право участников требовать предоставления информации, содержащейся в документах хозяйственного общества. Но право на ознакомление с документами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книгой учета доходов и расходов), а также с протоколами заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа ограничено. Такую информацию вправе получить участники, являющиеся в совокупности владельцами 10 и более процентов акций (долей) хозобщества, если уставом не предусмотрен меньший предел. При этом акционеры смогут в порядке, определенном уставом, ознакомиться с такой информацией непосредственно в обществе либо получить ее в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования посредством связи или иными обеспечивающими ее подлинность способами, установленными уставом или соответствующими локальными нормативными правовыми актами общества.
В ст.ст. 86 и 110 Закона № 2020-XII устанавливается, что, если аудит по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10 и более процентов акций общества, не проведен в течение 20 дней с даты предъявления этого требования, не приняты меры по проведению аудита, указанные акционеры вправе выступить заказчиками аудита. Напомним, при этом акционеры вправе сами выбрать аудиторов и взыскать с АО расходы на проведение аудита.
Важная деталь: планируется обязать ОАО в течение месяца после проведения годового общего собрания акционеров публиковать для всеобщего сведения стратегию развития в печатных СМИ или на своем сайте. Предполагается, что это будет важно для акционеров и потенциальных инвесторов. Однако тут возможны сложности: далеко не все ОАО имеют стратегию развития, их руководство иногда не способно ее сформулировать, а порой менее всего заинтересовано выставлять на всеобщее обозрение свои бизнес-идеи и долгосрочные планы (если они и имеются). И если до сих пор затруднительно обепечить публикацию годовой отчетности ряда ОАО, то с публикацией стратегий, пожалуй, проблем будет еще больше.
В Принципах корпоративного управления ОЭСР к основным элементам раскрываемой информации компании, чьи акции обращаются на открытом рынке, относятся:
– финансовые и хозяйственные показатели;
– структура собственности и голосования в компании;
– политика в отношении вознаграждений;
– сделки со связанными лицами;
– структура и политика в области управления;
– следование кодексу корпоративного управления;
– вознаграждения членов совета директоров и основных руководителей (индивидуально);
– финансовая помощь, в т.ч. гарантии, полученная от государства, и данные обязательства (особенно для госпредприятий).
Право на закрытость
Ряд поправок касается закрытых акционерных обществ. Планируется отменить для них ограничения по количеству акционеров (в настоящее время – не более 50), а также обязательность преимущественного права покупки акций, отчуждаемых акционерами. Эту возможность можно лишь предусмотреть в уставе. Таким образом, фактически устраняются барьеры функционирования АО, которые в реальности являются непубличными и не пытаются привлекать инвестиции посредством выпуска акций. С их ранее выпущенными акциями не совершаются сделки, не рассчитывается рыночная стоимость, но таким ОАО приходится соблюдать требования по раскрытию информации, соблюдению правил корпоративного управления и т.п.
С принятием поправок в Закон № 2020-XII такие компании могут избавиться от обременительных и ненужных им требований. В РФ эту проблему решили путем разделения компаний на «публичные» и «непубличные». У нас же законопроект позволит ОАО с любым количеством акционеров самостоятельно изменить свой статус, если они не заинтересованы в публичности и не стремятся к активному привлечению инвестиций. Напомним, изменение статуса АО не будет считаться реорганизацией. Учитывая, что на 1 января т.г. в республике из 4628 акционерных обществ 2387 были открытыми, а рыночные цены в 2016 г. рассчитывались по акциям лишь 63 ОАО, можно предположить, что предлагаемой возможностью воспользуется немало компаний.
Защита акционеров
Акционеры – владельцы привилегированных акций согласно проекту могут получить право голоса на общих собраниях акционеров при принятии решений не только о реорганизации и ликвидации АО, но и об изменении его вида и внесении в устав изменений и (или) дополнений, ограничивающих их права. При этом решение о внесении в устав подобных поправок будет приниматься большинством не менее 3/4 голосов акционеров – владельцев простых и не менее 3/4 голосов акционеров – владельцев привилегированных акций, участвующих в собрании акционеров.
В проекте устанавливается 3-летний срок давности для получения дивидендов (если больший срок не установлен уставом). По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли, а обязанность по их выплате прекращается. Предлагается также установить, что при отчуждении участником ООО своей доли (части доли) одному или нескольким его участникам придется получить согласие других участников, если иное не предусмотрено уставом (ст. 97 Закона № 2020-XII и ст. 92 ГК). Порядок получения такого согласия должен быть определен уставом.
Кроме того, в ст. 72 Закона № 2020-XII уточнены случаи, когда АО не вправе выплачивать дивиденды (если они уже начислены). При этом подчеркивается, что в случае прекращения таких обстоятельств дивиденды должны быть выплачены.
В законопроекте предусмотрены и другие меры, направленные на защиту прав участников хозобществ. Например, ст. 52 Закона № 2020-XII планируется дополнить нормой, позволяющей оспаривать в суде решения совета директоров как его члену, не участвовавшему в голосовании или голосовавшему против принятия решения, так и участнику общества, если данное решение принято с нарушением требований законодательства либо устава или нарушены права и/или законные интересы этих лиц. Впрочем, суд сможет оставить в силе оспариваемое решение, если мнение члена совета директоров не могло повлиять на результаты голосования, если исполнение решения не повлекло за собой причинение убытков предприятию или участнику либо нарушения и их негативные последствия окажутся несущественными. При этом законодатели не уточнили, какой уровень существенности тут предполагается или как его определить.
Справка «ЭГ»
В настоящее время АО, эмитенты облигаций, профучастники рынка ценных бумаг раскрывают ежеквартальную и годовую отчетность о результатах финансово-хозяйственной деятельности, информацию о существенных фактах (крупные сделки, сделки с заинтересованностью, реорганизация и т.д.), а также сведения о совершении сделок с крупными пакетами акций (ст.ст. 55–59 Закона «О рынке ценных бумаг»).
Указанная информация предоставляется регулятору (органам Минфина) и раскрывается публично в порядке и в сроки, определенные Инструкцией о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 13.07.2016 № 43. Однако до сих пор какой-либо ответственности за нарушение этих требований в белорусском законодательстве прямо не предусмотрено.
По данным «ЭГ», в проекте закона о внесении изменений и дополнений в КоАП и ПИКоАП предполагается установить, что нарушение установленных законодательством сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (п. 2 ст. 11.10 КоАП). О полноте и достоверности такой информации, а также иных сведениях, предусмотренных Законом «О хозяйственных обществах», здесь не упоминается.
Для сравнения: в России непредставление или нарушение участниками рынка ценных бумаг порядка и сроков представления информации, предусмотренных законодательством, а также представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет штраф на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. RUB, на юридических лиц – от 500 тыс. до 700 тыс. RUB, а нераскрытие или неполное или искаженное раскрытие такой информации – от 30 тыс. до 50 тыс. и от 700 тыс. до 1 млн. RUB соответственно (п. 1 ст. 15.19 КоАП РФ).