Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новое — хорошо забытое старое

Спустя 4 года правительство Беларуси вновь объявило о проведении в стране внутриреспубликанского зачета взаимной задолженности. Данное мероприятие, как предусмотрено постановлением Совмина и Нацбанка от 2002-08-22 г. N 1142/24, будет проходить в два ...
Спустя 4 года правительство Беларуси вновь объявило о проведении в стране внутриреспубликанского зачета взаимной задолженности. Данное мероприятие, как предусмотрено постановлением Совмина и Нацбанка от 2002-08-22 г. N 1142/24, будет проходить в два этапа -- 7 и 21 сентября нынешнего года.

Основной целью проведения зачета, как сообщили в Нацбанке, является финансовое оздоровление предприятий реального сектора, снижение взаимной задолженности юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом. Сразу стоит отметить, что сама по себе проблема увеличения кредиторской задолженности субъектов хозяйствования для нашей страны не нова и, к сожалению, правительство за минувшие 4 года (последний подобный зачет проводился в феврале 1999 г.) так и не нашло более эффективного способа ее решения.

Так, по информации Минстата, на 1 июля 2002 г. кредиторская задолженность предприятий и организаций составила 10,5 трлн. ВYR, из которой на внутриреспубликанские расчеты приходилось 81,5%. По сравнению с началом года кредиторская задолженность увеличилась на 29,2%, в реальном же выражении она выросла на 7,5%. Прирост задолженности по отношению к ВВП за первое полугодие 2002 г. составил 22,4% (за первое полугодие 2001 г. -- 23,1%).

Просроченная кредиторская задолженность на анализируемую дату составила 4,7 трлн. ВYR, или 45,1% всего объема кредиторской задолженности против 42,8% на 1 июля 2001 г. На задолженность свыше трех месяцев приходится 67,4% общей суммы просроченной задолженности. Стоит также отметить, что на долю предприятий промышленности приходилось 51,2% просроченной кредиторской задолженности, жилищно-коммунального хозяйства -- 16,5%, сельского хозяйства -- 13,3%, транспорта -- 10,9%. В свою очередь, отношение денежных средств на счетах предприятий к просроченной кредиторской задолженности на 1 июля составило 12,2% против 16,2% на 1 июля 2001 г. Как видно, объемы долгов белорусских предприятий давно уже превысили все допустимые пределы, и, разумеется, откладывать решение данной проблемы нельзя. Однако насколько эффективным окажется в данном случае проведение внутриреспубликанского зачета?

Итак, на первом этапе, который состоится 7 сентября, погашение взаимных требований будет проводиться только на основании имеющейся взаимной задолженности между участниками зачета. Зачет будет проводиться на основании оформленных в белорусских рублях расчетных документов, поступивших в банк, обслуживающий плательщика, и числящихся на указанные даты в картотеке. Надо сказать, что на 1 июля текущего года в картотеке находились документы на сумму свыше 3,5 трлн. ВYR, что значительно меньше общего объема кредиторской задолженности по республике. Поэтому для более эффективного проведения зачета банки будут учитывать в картотеке платежные поручения даже без соответствующего договора о возможности приема в картотеку расчетных документов при отсутствии (недостаточности) средств на их оплату.

Проще говоря, на первом этапе специалисты БМРЦ при помощи специальных компьютерных программ попытаются найти замкнутые цепочки должников, что позволит провести взаимозачет без движения денежных средств. Поэтому эффективность первого этапа будет во многом зависеть от найденного количества таких цепочек во всем потоке долгов. Однако стоит отметить, что подобная схема вряд ли позволит достигнуть значительных результатов. Например, по неподтвержденной официально информации, первый этап предыдущего зачета 1999 г. позволил таким образом развязать менее 0,4% всей задолженности. Учитывая, что в целом проблемы, вызвавшие возникновение кредиторской задолженности в таких объемах, не решены и в настоящее время, то ожидать кардинального изменения ситуации, видимо, не стоит.

Например, для бюджетных организаций все расчеты по неисполненным обязательствам производятся "в размере кредиторской задолженности в пределах остатков плановых назначений девяти месяцев 2002 г. по соответствующим статьям, подстатьям, элементам расходов". Насколько велики эти остатки сегодня, можно лишь только догадываться, но по слухам, если бы зачет, как и планировалось ранее, проводился в конце первого полугодия, то вариант взаимозачета организаций с бюджетом можно было бы просто проигнорировать.

Второй этап, который состоится 21 сентября, подразумевает выдачу банками платежеспособным участникам зачета (кроме бюджетных организаций) кредитов за счет собственных ресурсов и привлеченных на межбанковском рынке. Кто, по мнению авторов идеи зачета, из предприятий-должников решится брать кредиты, которые, к слову, предоставляются без всяких льгот, для погашения старых задолженностей, остается загадкой. В том же 1999 году таковых не нашлось, вряд ли много желающих будет и 21 сентября.

Таким образом, с большой долей вероятности уже сегодня можно утверждать, что значительных результатов для "финансового оздоровления предприятий реального сектора, снижения взаимной задолженности юридических лиц" предстоящее мероприятие не принесет. Хотя позволит более детально проанализировать сложившуюся проблему, что, несомненно, просто необходимо для нахождения более эффективных путей ее решения. Вот только будут ли сделаны необходимые выводы?