Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
05.09.2014 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НОВАЯ ВЕРСИЯ ПРОЕКТА:

Не успели стихнуть дискуссии по поводу предстоящих изменений налогового законодательства, как появились новые корректировки. В новой версии проекта закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» сохранены действующие ставки НДС и налога на прибыль, зато увеличивается ставка подоходного налога и имеется ряд других усовершенствований, направленных на пополнение бюджета.

не ставками едиными живет казна

Не успели стихнуть дискуссии по поводу предстоящих изменений налогового законодательства, как появились новые корректировки. В новой версии проекта закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» сохранены действующие ставки НДС и налога на прибыль, зато увеличивается ставка подоходного налога и имеется ряд других усовершенствований, направленных на пополнение бюджета.

Изменение ставок НДС и налога на прибыль, а также налога при упрощенной системе налогообложения, раскритикованное многими специалистами, в 2015 г., видимо, опять не состоится. Взамен в новой версии законопроекта предусматривается повышение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%, что, как говорится в обосновании к проекту, позволит привлечь в бюджет в 2015 г. около 400 млрд. Br дополнительных доходов. Заметим, что большинство банков и страховых компаний постараются сохранить размер своей чистой прибыли и компенсируют рост налоговой нагрузки путем увеличения стоимости своих услуг, в т.ч. стоимости кредитов. Так что увеличение уровня изъятий в бюджет у финансового сектора, хотя налог на прибыль и считается в теории прямым, в жизни не пройдет не замеченным для реального сектора. Формальный предлог для обоснования всегда найдется.

Еще большего круга плательщиков коснется повышение ставки подоходного налога с 12% до 13%. Это должно дать источник финансирования программы повышения рождаемости, предусматривающей выплату государством 10 тыс. USD при рождении третьего ребенка. Правда, обещалось вынести вопрос на всеобщее обсуждение, но, видимо, чиновники заранее уверены в его результатах. Ведь речь идет о дополнительных доходах бюджета в сумме от 2,6 трлн. до 3,1 трлн. Br — сумма для карманов наших граждан «небольшая». Так что ставка подоходного налога у нас будет такой же, как в России, а вот отчисления на социальное страхование — существенно выше. Кстати, подоходным налогом будут облагаться доходы в виде займов, кредитов и ссуд, полученных плательщиками из-за рубежа, — если такие доходы подлежат указанию в декларации о доходах и имуществе или приведены в пояснениях об источниках доходов, представленных плательщиком по требованию налогового органа и не погашены (возвращены) им на дату представления таких пояснений.

Традиционно должны вырасти ставки акцизов, в т.ч. на алкоголь — на 10%, на табачные изделия — на 15--30% с сохранением трех ценовых сегментов, что позволит увеличить налоговую нагрузку на более дорогие сигареты. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10% с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса, а на другие группы подакцизных товаров — в среднем на 12,5%, что соответствует прогнозу по инфляции. Ставки акцизов на пиво в целях стабилизации финансового положения пивоваренных заводов планируется сохранить на нынешнем уровне. Ставки земельного, экологического, единого налогов, установленные в белорусских рублях, предлагается проиндексировать на уровень инфляции. Местные власти получат право увеличивать ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении неэффективно используемого имущества. В целях расширения ресурсной базы бюджетов предлагается ввести сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в Беларуси.

В проекте имеется еще целый ряд полезных усовершенствований. Например, существенно ужесточается налоговое регулирование трансфертных цен. Его предлагается распространить на работы и услуги, убрав при этом стоимостной лимит в 60 млрд. Br по сделкам, по которым ведется контроль. Ряд изменений ожидается и в методологии определения соответствия применяемых цен рыночному уровню.

Заодно исключается лимит в 3000 базовых величин, которым в п. 6 ст. 103 НК ограничивалось право налоговых органов в проведении проверки по вопросу обоснованности возврата из бюджета НДС в зависимости от размера суммы. Таким образом, НК должен быть приведен в соответствие с Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», где подобного ограничения в реализации права налогового органа назначать внеплановые проверки плательщиков по возврату НДС нет. Отметим, что плательщиков, наверное, больше бы устроило согласование Указа № 510 с НК, а не наоборот, тем более что в первый тоже планируется внести изменения.

Из года в год в республике принимаются какие-то шаги, которые, по мнению чиновников, должны сблизить налоговый учет с бухгалтерским. Не станет исключением и нынешний сезон. Так, законодатели вспомнили, что страховые взносы в ФСЗН и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, а в бухгалтерском учете относятся за счет источника выплат. Потому предлагается предусмотреть, чтобы страховые взносы, начисленные в порядке, установленном законодательством и относимые в бухучете на себестоимость, включались в затраты, учитываемые при налогообложении, а прочие страховые взносы — в состав внереализационных расходов. Вероятно, бухгалтеры по достоинству оценят такое «упрощение».

В итоге, по расчетам Минфина, уровень налоговой нагрузки в 2015 г. без учета таможенных пошлин составит, как и в текущем году, 23,6% ВВП. Так что мечты предпринимателей об облегчении фискального бремени придется отложить на светлое будущее — не те нынче времена. Впрочем, у разных субъектов хозяйствования этот показатель будет существенно отличаться — в зависимости от видов деятельности, их трудоемкости и фондоемкости, наличия права на льготы и умения ими пользоваться, способности искать и находить варианты оптимизации налогов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений