Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Итоги
03.03.2020 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №16 (2315) от 03.03.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новая реальность белорусской экономики. Без опоры на интеграцию, нефть и газ

Фото: Министерство экономики Республики Беларусь

В 2020 год наша страна вступила с увесистым грузом неопределенности: перерабатывающая модель для сырьевого «старшего брата» дала сбой. Уверенный рост демонстрируют только сектор IT и телекоммуникаций.

Что конкретно планирует делать наше государство в изменившихся условиях?

Несмотря на то, что о реформах в полноценном понимании речь пока не идет, Минэкономики анонсировало ряд шагов, которые помогли бы двигаться дальше. Их на заседании коллегии ведомства озвучил министр Александр Червяков.

 

Не вылететь в трубу

Глава Минэкономики подчеркнул: несмотря на решение в прошлом году двух основных задач (повышения уровня доходов населения и поддержания макроэкономической сбалансированности), рост экономики замедляется – ВВП в 2019 году вырос на 1,2% при официальном прогнозе 4%.

– Уже сегодня очевидно, что в следующей пятилетке работать пред­стоит в условиях новой реальности. Ее будут определять переход экономики к мировым ценам на энергоносители и цифровизация, – заявил он.

И добавил, что эти факторы несут не только риски, но и новые возможности:

«Поэтому хочу акцентировать: мы не смотрим на будущее нашей экономики через нефтяную или газовую трубу». Глава ведомства считает, что Беларуси необходима адаптация к новым условиям, и «срок ее должен быть минимальным».

На чем в министерстве планируют в связи с этим сконцентрироваться? Нужно получить максимальную отдачу от модернизированных предприятий традиционной экономики и вывести их на уровень производительности труда частного сектора.

Также делается ставка на углубленную переработку местного сырья (древесины, торфа, молока и мяса) и наращивание экспорта потенциальных точек роста (ПВТ, китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», свободные и специальные экономические зоны).

Александр Червяков призвал «активно работать по импортозамещению там, где это экономически оправданно» и активно развивать сферу услуг с расширением участия в этом частного сектора.

Министр дал понять, что власти не рассчитывают на ощутимый эффект от участия Беларуси в интеграции на постсоветском пространстве. Он отметил, что белорусская сторона выступает за исключение изъятий и ограничений в рамках ЕАЭС, которых сейчас насчитывается около 70-ти, однако другие страны «не готовы к полноценной кооперации».

– Это означает, что определяя стратегические векторы развития экономики, мы не можем полагаться на фактор союзной интеграции как определяющий. Об этом же свидетельствует процесс подготовки документов в рамках Союзного государства, – отметил министр.

В связи с этим Беларуси нужно развивать экономическое сотрудничество с третьими странами.

«Пред­варительные оценки показывают, что новые направления могут обе­спечить прирост ВВП на 5–6 млрд долларов США к концу следующей пятилетки», – добавил он.

 

Страхование от банкротства

Отдельное направление в работе министерства – предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) предприятий.

Министр рассказал, что разработана концепция обязательного страхования нанимателей от невыплаты заработной платы при банкротстве. Правительство ее поддержало, она может быть утверждена на уровне Указа Президента.

Глава Минэкономики поручил подчиненным в 2020 году вести мониторинг платежеспособности организаций в стратегически значимых отраслях для предупреждения их несостоятельности.

«Не нужно дожидаться, пока они попадут в красную зону, управленческие решения должны быть приняты своевременно», – заключил он.

 

Ждем высвобождения кадров и прихода инвесторов

В Минэкономики признают, что переход на новые технологические рельсы неизбежно повлечет за собой высвобождение трудовых ресурсов. Этот процесс, подчеркнул Александр Червяков, должен быть четким и управляемым. Он же лежит в основе при подготовке программных документов на ближайшие годы.

Глава Минэкономики сообщил, что концепция новой программы социально-экономического развития до 2025 года готова и до 1 апреля должна быть внесена в правительство. В ней прописано несколько сценариев развития, при этом целевой предполагает ежегодный рост экономики выше среднемировых темпов.

Из этого можно сделать вывод, что власти не отказываются от идеи прописать в программе на новую пятилетку достижение ВВП в 100 млрд долларов США.

Особые надежды у Минэкономики и на иностранных инвесторов: об­суждается проект новой Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций, сверстан план по улучшению инвестклимата, совмест­но с Европейским банком реконструкции и развития планируется организовать совет по иностранным инвестициям, куда войдут крупные бизнесмены.

Ведется работа над изменениями в Декрет от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» и подготовка нового законопроекта «Об инвестициях».

Предлагается:

– оптимизировать меры ответственности инвесторов;

– снизить финансовую нагрузку в период реализации ими проектов;

– усилить защиту прав собственности с введением стабилизационной оговорки.

В 2019 году привлечено ПИИ на чистой основе 1,3 млрд долларов США.

«Задача не выполнена на четверть, а это 400 млн долларов США. Справились только Минская и Могилевская область, – уточнил министр. – В мире идет конкуренция за прямые инвестиции. Здесь необходима более тонкая работа, никакого формализма и трехлетнего ожидания».

Глава Минэкономики потребовал от других госорганов более тщательной проработки проектов в части своих обязательств, что крайне важно при урегулировании разногласий с инвесторами. Здесь планируют привлекать независимых кон­сультантов.

– Каждый госорган отстаивает свои узковедомственные интересы. Для упреждения спорных вопросов мы подготовили проект указа. Главное в нем – соблюдение принципов ответственности сторон за свои решения. Доказали свою правоту – возместили судебные расходы за счет виновного. Нет – платите по счетам. Указ нужен не потому, что возникают споры, а чтобы их не было в будущем, – пояснил он.

Александр Червяков также рас­критиковал действующий закон «О государственно-частном партнерстве». По его мнению, направление, касающееся в первую очередь реализации инфраструктурных проектов, излишне зарегулировано.

Реализовывать такие проекты белорусские власти намерены с привлечением возмездной помощи на льготных условиях от международных финансовых организаций, поскольку, подчеркнул министр, они являются единственной достойной альтернативой бюджетным сред­ствам. Таких ресурсов в этом году должно быть привлечено не менее 400 млн долларов США.

 

Бизнесу опять хотят упростить жизнь

Говоря о развитии предпринимательства, министр сообщил о разработанном проекте указа об административных процедурах. В этом году должен быть подготовлен и проект закона «О лицензировании», цель которого – исключить необоснованные требования к соискателям лицензий.

В разработке и проект концепции системы господдержки малого и среднего предпринимательства.

Глава ведомства упрекнул местные органы власти в том, что они до сих пор неохотно в спорных ситуациях занимают сторону предпринимателей:

– По-прежнему на местах с точностью до наоборот реализуется норма Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» о том, что при наличии неточностей законодательства решения должны приниматься в пользу субъектов хозяйствования.

Он также призвал администрации и других регуляторов по существу проводить оценку регулирующего воздействия запланированных к при­нятию нормативных актов, поскольку без прогнозирования последствий их принятия Минэкономики согласовывать проекты решений не намерено.

Александр Червяков сообщил, что практически готов проект указа о порядке формирования и исполнения государственных программ. Одним из инструментов оценки качества их исполнения станут опросы населения. Предусмотрен прозрачный механизм финансирования объектов капиталовложений.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений