$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Новая энергетическая политика на подходе

07.09.2007

В ближайшее время правительство намерено рассмотреть обновленные планы по энергобезопасности и энергоэффективности. Об этом было заявлено на заседании «круглого» стола «Основные направления энергетической политики Республики Беларусь: перспективы развития отрасли», которое состоялось на прошлой неделе.

Речь идет о новой редакции Концепции энергетической безопасности Беларуси, обновленной программе реконструкции и модернизации основных фондов белорусской энергосистемы и планах по увеличению доли местных видов топлива. Необходимость пересмотра основополагающих документов в сфере энергетики вызвана внешними обстоятельствами, напомнил начальник главного управления перспективного развития и инвестиций Министерства энергетики Владимир Бобров, имея в виду переход РФ на рыночные отношения с нашей страной в сфере оплаты энергоносителей. Он пояснил, что именно поэтому было решено пересмотреть Концепцию энергетической безопасности и повышения энергетической независимости.

Общий объем инвестиций, которые предполагается направить на развитие отрасли, составляет 3,1 млрд. USD, пояснил представитель Минэнерго. Одно из главных направлений предполагает «развитие более высокоэффективного производства электроэнергии». Речь идет об использовании на белорусских электростанциях парогазовых установок. Модернизация Березовской ГРЭС, Лидской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3, Лукомльской ГРЭС и других объектов энергетического хозяйства страны позволит, как считают специалисты, значительно удешевить в Беларуси производство электричества.

Как уже неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, важнейшее направление — диверсификация поставок энергоресурсов. В настоящее время Беларусь использует лишь 15-16% местного топлива. В планах страны довести этот показатель до 25%.

«Сегодня разведанных запасов торфа у нас 250 млрд. т», пояснил заместитель генерального директора ГПО «Белтопгаз» Владимир Каплунов. По его словам, реальный годовой расход этого вида топлива может быть обеспечен на уровне 3 млн. т. Правда, пока переходить на торф потребители не горят желанием. Например, Жодинская ТЭЦ в конце 70-х гг. прошлого столетия была переведена с торфа на газ. Теперь перед ней стоит задача «возвращения в прошлое». «Сейчас у нас проблема, как поставить на Жодино опять котел, который будет использовать торф, — сетует В.Бобров. — Как разработать эту технологию, потому что требования к котлу изменились, подходы, проектные нормы». То есть новый котел должен обладать значительно более высоким КПД, нежели ранее действовавший, иметь современные экологические характеристики.

Такие же проблемы с использованием дров. Поэтому органы госуправления проблему диверсификации предлагают решать, используя еще и уголь. О перспективности этого направления свидетельствует зарубежный опыт. Россия, Украина и Европа в последнее время резко повысили интерес к использованию угля. Например, Еврокомиссия недавно создала специальную группу «по определению производства чистой электроэнергии на угольных станциях».

В числе самых перспективных направлений развития отечественной энергетики — создание в Беларуси атомной отрасли. И здесь мы возвращаемся в прошлое. Дело в том, что еще в 1982 г. была разработана программа развития атомной энергетики в БССР. Она предусматривала строительство под Минском атомной теплоцентрали мощностью 2 тыс. Мвт для теплоснабжения столицы и Белорусской атомной электростанции мощностью 6 тыс. Мвт. То есть суммарная мощность белорусской атомной энергетики должна была составить 8 тыс. Мвт. Это чуть меньше суммарной мощности всей нынешней белорусской энергосистемы. Реализации этих планов помешала авария на Чернобыльской АЭС.

Специалисты поясняют, что чем глубже проработка вопроса строительства АЭС в Беларуси, тем сложнее представляется задача. Если ранее озвучивалось намерение построить первый блок белорусской АЭС в 2012-2013 гг., то сейчас эти сроки отодвигаются на более отдаленную перспективу. Тот же В.Бобров считает, например, что это может произойти «не ранее 2015 года». «А вообще, если честно сказать, то в 2017 г., — добавил он. — А второго блока — до 2020 года».

Главная проблема, как сейчас выясняется, в отсутствии достаточного количества кадров, подготовленных для выполнения этой ответственной задачи. Специалисты, которые готовились в белорусских вузах в 70-80 гг., сегодня трудятся на АЭС, расположенных в России, Украине, Литве. Часть их желает вернуться на родину, однако этого количества явно недостаточно. Необходимо опять готовить собственных молодых «атомщиков». Кроме того, возведение АЭС требует наличия подготовленных проектировщиков, строителей.

«Может быть, мы этого и не осилим», — сомневается В.Бобров. Поэтому в Минэнерго прорабатываются планы строительства АЭС не только собственными силами, но и в кооперации с другими государствами. Дискуссионным, как представляется, здесь может быть момент, связанный с местом ее расположения. Судя по мнению специалистов, Беларусь в этом случае будет настаивать, чтобы планируемая «в складчину» АЭС была построена на ее территории. Такая позиция, не секрет, дает преимущество в праве на управление объектом и использование произведенного продукта — электричества.

Кстати, международному сотрудничеству планируется уделять больше внимания и по другим направлениям энергетической политики. Причем, как отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» В.Бобров, стремление к партнерству в этой сфере наблюдается не только с нашей стороны. В частности, руку для сотрудничества протягивает Беларуси, по его словам, Европейский союз. «У нас по-прежнему существует линия «Россь-Белосток» напряжением 220 киловольт, и там мы прорабатываем вопрос строительства вставки постоянного тока, перевода этой линии на напряжение 400 киловольт и возможность создания транспортного кольца «Евросоюз-Беларусь — Евросоюз», — сказал он. Обсуждаются с ЕС и другие проекты сотрудничества Беларуси на западном направлении.

Михал СТЕЛЬМАК