Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
15.02.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новая амортизация: переходить не надо ждать

Прошлый год оказался "урожайным" на нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Прошлый год оказался "урожайным" на нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. Только по амортизационной политике подготовлен целый пакет документов: Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроков их службы, два положения -- по учету основных средств и нематериальных активов -- и в их развитие две инструкции -- о порядке учета основных средств и нематериальных активов и др. Такое обилие, если не пугает, то уж настораживает наверняка. Тем более, если учесть, что налицо полный букет "особенностей" отечественного законотворчества: нестыковки, противоречия и т.п. Сразу отметим, что для понимания сути нововведений важнейшими и основополагающими являются Временный классификатор и Положение о порядке начисления амортизации.

Временный классификатор содержит уже не привычные всем бухгалтерам нормы амортизации в процентах, а нормативные сроки службы объектов (запомним этот термин). Они установлены в годах и являются исходными показателями для расчета годовых норм амортизации.

В основу классификатора положены постановления Совмина СССР от 11.11.73г. N 824 и от 22.10.90г. N 1072. Вместе с тем он дополнен новыми видами основных средств, и наоборот, отдельные объекты исключены; по некоторым группам шифры объединены; сокращены нормативные сроки службы; появились более точные названия групп.

В свою очередь, согласно Положению все основные средства, по которым начисляется амортизация, разбиваются на 7 укрупненных амортизационных групп (плюс 1 по нематериальным активам) и по каждой из них установлены границы диапазона -- наименьший и наибольший сроки полезного использования (лет) (запомним и этот показатель).

Итак, появились новые термины. Вот с ними вначале и нужно определиться для коммерческих организаций.

Нормативный срок службы используется для начисления амортизации по основным средствам непроизводственного назначения (так называемая социальная сфера -- имеющиеся на балансе столовые, детские сады и т.п.) или по основным средствам, на которых временно не работают, нематериальным активам, которые не используются в предпринимательской деятельности и в некоторых случаях по объектам, участвующим в предпринимательской деятельности. Составив перечень таких объектов, можно будет легко и быстро найти в классификаторе соответствующий им нормативный срок службы и на его базе начислять амортизацию хорошо известным линейным способом.

Срок полезного использования определяет время функционирования основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательских целях. И здесь субъектам хозяйствования предоставляется свобода выбора.

Показатель имеет нижний и верхний пределы. Например, по видам машин и оборудования срок полезного использования варьируется от 5 до 30 лет. Можно установить его равным 6 годам (при нормативном сроке службы в соответствии с классификатором 8 лет) и начислять амортизацию 16,67% в год. А можно оставить 8 лет или принять срок полезного использования 10 лет. В последнем случае годовая норма амортизации составит 10%. Но если, например, фонды эксплуатируются в агрессивной среде или сверх установленного базового режима работы, то можно применять еще и поправочные коэффициенты.

Повторяем, все эти варианты по каждой машине, станку и т. п. предприятия должны просчитать сами, учитывая конъюнктуру спроса на производимую продукцию, степень освоенности рынка, ценовую конкурентоспособность и другие моменты.

Нормативный срок службы и срок полезного использования не являются раз и навсегда установленными величинами. Их можно пересматривать в случае морального устаревания, реконструкции, достройки объектов и т. д., и даже при выявлении ошибки при определении сроков.

Далее. Согласно новым подходам хозяйствующие субъекты вправе выбрать не только период, в течение которого они будут начислять амортизацию, но и способ ее начисления (опять же по объектам, используемым в предпринимательской деятельности):

линейный;

нелинейный;

-- метод суммы чисел лет;

-- метод уменьшаемого остатка;

производительный.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Задача предприятия -- найти оптимальное сочетание. Согласитесь, что оно лучше знает свое финансовое положение и в каких условиях у него эксплуатируются фонды.

До с.г. действовал практически один способ начисления амортизации -- линейный в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве от 19.02.93г.

Меняется и отражение, и использование амортизационного фонда. Теперь его подлежит учитывать за балансом. Дискуссии о том, является ли данный фонд источником собственных средств, продолжаются до сих пор. К слову, и сейчас в портфеле редакции имеется статья на эту тему. На наш взгляд, гораздо важнее, чтобы он был подкреплен реальными средствами и у предприятий появились деньги на закупку новой техники, оборудования, других основных средств.

Если попытаться составить некий алгоритм первоочередных действий по переходу на новый порядок начисления амортизации, то он должен быть примерно следующим. Перво-наперво надо провести инвентаризацию -- настоящую, а не "бумажную". Затем создать комиссию (можно продлить полномочия инвентаризационной), "рассортировать" объекты на используемые и не используемые в предпринимательской деятельности. Для первых следует обозначить группы и подгруппы, рассчитать остаточные сроки полезного использования, недоамортизированную стоимость и выбрать способы начисления амортизации. Все это надо закрепить в учетной политике и подвергать постоянной ревизии, учитывая нормы Положения о порядке начисления амортизации.

Однако, хотя документы готовились довольно долго, содержат прогрессивные подходы и дают предприятиям "зеленый свет", надо признать, что они громоздки, трудны для восприятия, отдельные нормы требуют услуг "толмача". Так, даже после беглого прочтения Временного классификатора видно, что на практике появятся вопросы при отнесении, скажем, зданий, к той или иной подгруппе, особенно если нормативный срок службы окажется на стыке двух подгрупп, а документов, с точными характеристиками их, и нужных специалистов на местах не окажется. В итоге голова будет болеть у бухгалтера. Уже обнаружилось, что в связи с сокращением нормативных сроков службы по отдельным объектам резко возрастает себестоимость и, как следствие, предприятия становятся убыточными. Поэтому подготовлено постановление, которым разрешается удлинять нормативные сроки службы по фондам, которые были в эксплуатации на 1.01.2002г., рассчитывая их исходя из Единых норм.

Хотелось бы обратить внимание на то, что Временным классификатором, публикуемым в сегодняшнем номере, можно и нужно пользоваться. Ведь Единые нормы амортизационных отчислений (утв. постановлением Совмина СССР от 22.10.90г. N 1072) и Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР (утв. постановлением Совмина СССР от 11.11.73г. N 824), с 1.01.2002г. не действуют. Временный классификатор можно бесплатно получить и в Минэкономики, представив письмо-заявку. Со следующего года вступит в силу постоянный Общереспубликанский классификатор основных средств и нематериальных активов.

Осталось ответить, пожалуй, на главный вопрос. С какой даты переходить на начисление и отражение амортизации по-новому в полном объеме (положения и инструкции по учету основных средств и нематериальных активов однозначно "заработали" с 1.01.2002г.): с 1 января текущего или с начала следующего года? Никаких готовых рецептов здесь нет и быть не может. Принятие решения зависит от имеющейся стратегии и выбранной тактики конкретного предприятия, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей и собственников фирм и индивидуальных предпринимателей, наконец, просто от уровня квалификации бухгалтерских кадров. Занятую в заголовке каждый субъект хозяйствования должен поставить сам.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by