Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новая амортизационная политика: с 1 января 2003 года переход обязателен

Субъекты хозяйствования республики получили уникальную возможность с 1.01.2002г. внедрить правила новой амортизационной политики полностью или частично...
Субъекты хозяйствования республики получили уникальную возможность с 1.01.2002г. внедрить правила новой амортизационной политики полностью или частично. Выборочные результаты мониторинга показали, что около 3% организаций всех секторов экономики применяли весь пакет документов. С 1.01.2003г. переход становится обязательным. До начала всеобщего использования новых инструментов амортизации осталось меньше квартала, поэтому подготовительные меры необходимо осуществлять неотложно.

Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов от 2001-11-23г. (далее -- Положение-2001) в комплексе с другими нормативными правовыми актами законодательно определяет на макроуровне многовариантность подходов к начислению амортизации, впервые предоставляя организациям право формировать собственную амортизационную политику на микроуровне исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности, стратегии развития и возможности конкурировать на рынке.

Разработка предприятием собственной амортизационной политики представляет собой переход к качественно иным методам управления затратами и инвестициями. Ведь от того, какие способы и методы начисления амортизации и другие инструменты амортизационной политики будут выбраны, зависит эффективность не только текущей финансово-хозяйственной деятельности, но и возможность воспроизводства основных средств и нематериальных активов за счет собственных источников для устойчивого развития в перспективе.

С этой целью приказом предприятия должна быть утверждена специальная комиссия, наделенная соответствующими полномочиями. В ее состав следует включить специалистов технических, производственно-технологиче- ских, информационно-технологических, финансово-экономических, юридических и бухгалтерских служб (разумеется, если они есть).

Вначале необходимо провести полную инвентаризацию амортизируемого имущества и правильного отражения в учетной политике действующих правил применения законодательно разрешенных инструментов амортизационного механизма. Затем комиссия должна осуществить следующие мероприятия:

1. Выделить из состава имущества амортизируемое.

2. Разделить амортизируемые объекты на участвующие и не участвующие в предпринимательской деятельности исходя из их функций в соответствии со ст.1 Гражданского кодекса, Порядком заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина от 2001-01-20г. N 23 с изменениями), соответствующими записями в коллективном договоре и по другим законным основаниям.

3. Сгруппировать объекты на основе Временного республиканского классификатора амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы, а также приложения N1 Положения-2001, которым установлены диапазонные сроки полезного использования объектов, участвующих в предпринимательской деятельности.

4. Пересмотреть и выбрать нормативные сроки службы и/или сроки полезного использования объекта, ресурс каждого объекта, в отношении которого принято решение начислять амортизацию производительным способом в соответствии с главами 3 и 8 Положения-2001.

5. Выбрать способы (в случае принятия нелинейного метода) начисления амортизации для каждого амортизируемого объекта либо для их группы.

6. Утвердить при необходимости поправочные коэффициенты:

-- по объектам, не участвующим в предпринимательской деятельности, -- если условия их эксплуатации отличаются от указанных во Временном классификаторе;

-- по объектам, участвующим в предпринимательской деятельности:

на дату перехода к использованию Положения-2001 -- если выбранный срок полезного использования равен нормативному сроку службы и условия эксплуатации объектов отличаются от указанных во Временном классификаторе;

в последующие периоды -- если условия эксплуатации объекта отличаются от принятых при установлении срока полезного использования.

7. Установить и пересмотреть в соответствии с главами 1 и 8 Положения-2001 амортизируемую и недоамортизированную стоимость объектов.

Результаты работы комиссии оформляются протоколами, в которых должны содержаться ссылки на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные документы. В качестве обобщающего документа можно использовать специальную ведомость перехода, в которой по каждому объекту (инвентарному номеру) следует указать:

шифр (локальный код) и норму амортизационных отчислений согласно перечню позиций Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР от 22.10.90г. N 1072, а также поправочные коэффициенты, применявшиеся в 2002г.;

шифр объекта, нормативный срок его службы и годовую норму амортизационных отчислений (определяется расчетным путем как величина, обратная нормативному сроку службы, с двумя знаками после запятой) в соответствии с Временным классификатором, а также поправочные коэффициенты, предусмотренные к применению в 2003 году;

код группы, к которой отнесен объект, согласно приложению 1 к Положению-2001;

восстановительную (с учетом переоценок, проведенных по решениям правительства) или первоначальную (по объектам, введенным в эксплуатацию в декабре 2002г.) стоимость по состоянию на 1.01.2003г.;

сумму начисленной амортизации по состоянию на 1.01.2003г., ее долю в процентах к восстановительной стоимости объекта;

недоамортизированную (остаточную) стоимость на начало года;

срок фактической эксплуатации объекта до перехода на новый порядок начисления амортизации (до 1.01.2003г.);

нормативный срок службы согласно Временному классификатору и срок полезного использования, установленный решением комиссии;

остаточный нормативный срок службы и остаточный срок полезного использования (определяется в соответствии с гл. 8 Положения-2001).

Положением-2001 организациям предоставлено право в течение законодательно установленного нормативного срока службы и/или срока полезного использования объектов изменять с начала года способы и методы начисления амортизации. По основным средствам, по которым ранее применялся производительный способ начисления амортизации, можно использовать как производительный, так линейный и нелинейный способы. В Положении о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве от 19.02.93г. термин "производительный способ начисления амортизации" не применялся, однако фактически амортизация производительным способом начислялась по автотранспортным средствам -- в процентах от стоимости на 1000 км пробега. При принятии комиссией решения продолжить начислять амортизацию производительным способом по состоянию на 1.01.2003г. рассчитывается недоамортизированная стоимость объекта и его остаточный ресурс.

Остаточный ресурс определяется комиссией с учетом технического состояния объекта как разность количества продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта (далее -- ресурс объекта), и фактическим объемом выпущенной продукции (работ, услуг) по состоянию на 1.01.2003г. (далее -- использованный ресурс объекта).

В настоящее время готовятся изменения в следующие нормативные акты: Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, Положение по бухгалтерскому учету основных средств, Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, соответствующие инструкции по учету основных средств и нематериальных активов. Постановлением Госстандарта от 2002-09-27г. N 48 утвержден Общегосударственный классификатор "Основные средства и нематериальные активы" (ОКРБ 020-2002).