$

2.0523 руб.

2.2685 руб.

Р (100)

3.1986 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Социум

Нормативы и жизнь

29.08.2003
Как известно, в Беларуси кроме общих факторов, влияющих на уровень заработной платы (объем работы, производительность труда и др.), действуют еще и специфические, связанные с весьма широким вмешательством государства в это сферу общественных отношений. Прежде всего, это обязательность для нанимателей всех форм собственности (за небольшим исключением) использовать утвержденные государством социально-трудовые нормативы и государственную систему тарификации работ и работников (ст.ст.60--61 Трудового кодекса, далее -- ТК).

Среди таких нормативов важнейшими являются минимальная заработная плата (МЗП) и тарифы оплаты труда, в первую очередь -- тарифная ставка первого разряда (ТСПР), устанавливаемые правительством. В соответствии с законодательством МЗП должна определяться исходя из минимального потребительского бюджета (МПБ). Поскольку в законе не указано никаких соотношений, правительство на практике стремится устанавливать величину МЗП на весьма низком уровне. В частности, сегодня ее размер составляет 40,67 тыс.руб. (это менее 20* USD), или 37,8% бюджета прожиточного минимума (БПМ) -- официальной черты бедности. Никакого обоснования данного размера МЗП до общественности не доведено.

Следует отметить, что до марта 2003г. величина МЗП была еще ниже -- 17 тыс. руб. В тот период МЗП играла роль скорее некоего финансового норматива, к которому в законодательном порядке были привязаны шкалы налогообложения, размеры штрафов, различных платежей и др. Такая нагрузка фактически выхолостила суть МЗП как норматива оплаты труда и сдерживала ее рост. Несмотря на неоднократные призывы к властям это исправить, потребовалось, однако, несколько лет, чтобы осознать абсурдность положения и принять половинчатое решение: МЗП освободили от не-свойственных функций, но размер увеличили только на 70%, что было явно недостаточно.

Простая логика говорит, что МЗП не должна быть ниже БПМ, то есть такого уровня дохода, который при сложившихся ценах обеспечивает простое физическое выживание индивидуума. В ценах июня 2003г. размер БПМ составил 107,6 тыс.руб. (52 USD). Если же необходимо, чтобы зарплата обеспечивала воспроизводственную функцию, величина МЗП обязана хотя бы соответствовать МПБ.

На практике, однако, величина МЗП сегодня составляет всего 37,8% БПМ и 24% МПБ. Подобное соотношение обычно объясняется недостаточными возможностями бюджета. В свою очередь, возможности бюджета напрямую зависят от уровня развития экономики страны. Понятно, что этот уровень во многом определяется содержанием, направленностью и темпами проводимых экономических реформ. Не последнюю роль в этом также играет желание руководства страны сдержать "необоснованное" расслоение населения по уровню доходов. В соседних же странах ситуация совершенно иная. Например, в Эстонии еще в 1997г. величина МЗП в 1,8 раза превышала БПМ.

Что касается тарифов оплаты труда, то в законодательстве каких-либо критериев для установления их уровня вообще не указано. Сказано лишь, что они "определяются по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой правительством тарифной ставки первого разряда с участием профсоюзов" (ст.60 ТК). К чему отнести "с участием профсоюзов" -- на совести законодателя. С мая 2003г. действует ТСПР в размере 28 тыс. руб., или примерно 13,7 USD, т.е. 16,5% МПБ. Именно таков сегодня размер тарификации простого труда (вахтера, уборщика, гардеробщика и т.п.).

Ясно, что этого слишком мало. Поэтому к первым 11 разрядам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) предусмотрены повышающие коэффициенты, которые также устанавливаются правительством или по его поручению (к остальным разрядам установлены понижающие (!) коэффициенты). В частности, к ТСПР предусмотрен коэффициент 1,8, а к тарифу 11 разряда -- 1,01.

Следовательно, у работника, тарифицированного первым разрядом, тарифная часть оплаты труда составляет 50,4 тыс.руб. Сегодня это около 25 USD, или 29,8% МПБ, т.е. уровня простого воспроизводства. И менее половины БПМ -- уровня физиологического выживания или порога нищеты. Следует иметь в виду, что это начисленная сумма, из которой еще будет изъят подоходный налог.

Та же формальная логика подсказывает, что ТСПР не может быть ниже МПБ, чтобы обеспечить хотя бы простое воспроизводство работника. А с учетом семейной нагрузки ТСПР не должна быть меньше 1,5--2,0 МПБ, или 255--340 тыс.руб. (в июне 2003г.).

"Голый" тариф, конечно, никто, как правило, не получает. Существуют разного рода премии, доплаты и надбавки, заметно увеличивающие заработок даже в бюджетной сфере. Так как всякие дополнительные выплаты достигают в среднем 70--75% тарифа, то, исходя из нынешнего уровня экономического развития, можно согласиться с тем, что МЗП должна быть установлена хотя бы на уровне БПМ, а ТСПР -- на уровне МПБ. В дальнейшем необходимо поднять уровень МЗП и ТСПР с тем, чтобы, в конце концов, они достигли или даже превысили МПБ.

Как можно видеть, нынешние фактические уровни МЗП и ТСПР у нас совершенно не соответствует вышеприведенным теоретическим рассуждениям (см. табл., отмечены периоды, с которых вводился новый размер нормативов). Так, МЗП по отношению к БПМ в рассматриваемом периоде колебалась в пределах от 9,5 до 43,5%, ТСПР по отношению к МПБ -- от 11,3 до 18,8% (с учетом доплат -- от 25,1 до 36,2%). Можно заметить, что ситуация с нормативами к текущему периоду несколько улучшилась, хотя абсолютные их размеры все еще недостаточны. Иначе говоря, величины МЗП и ТСПР не обеспечивают элементарного физического выживания человека. Их неоднократное повышение лишь частично компенсировало инфляционные потери и принципиально ничего не меняло.

Таким образом, сегодня основные социально-трудовые нормативы произвольно устанавливаются правительством, без учета мнения населения даже в лице представительских органов, не говоря уже об институтах гражданского общества. Их размер не отвечает физиологическим потребностям, а процедура установления не отличается демократичностью. Можно полагать, что при определении размеров МЗП и ТСПР единственным фактором для правительства выступают бюджетные ограничения.

В связи со сказанным будет нелишне напомнить, что в большинстве развитых стран размеры МЗП и тарифных ставок устанавливаются путем переговоров между профсоюзами и предпринимателями, интересы которых выражают соответствующие национальные ассоциации. Роль государства при этом сводится к урегулированию разногласий и приданию принятому решению юридической силы.
 
Значения БПМ, МПБ, МЗП и ТСПР в 2000--2003гг.

====================================================================
Дата      БПМ,   МЗП,    МЗП к     МПБ,    ТСПР,   ТСПР,к МПБ в %
введения  т.руб. т.руб.  БПМ в %  т.руб.   т.руб.  ------------------
                                                   без      с
                                                  доплаты  доплат.
===================================================================

01.2000   20.6   2.20    10.7    31.7     4.5     14.2      25.1
05.2000   26.0   2.60    10.0    39.9     5.2     13.0      25.6
10.2000   37.3   3.60    9.6     57.5     7.2     12.5      25.1
12.2000   38.0   3.60    9.5     63.9     7.2     11.3      33.0
03.2001   43.6   5.70    13.1    72.9     11.5    15.8      32.5
07.2001   52.8   7.50    14.2    85.5     14.5    17.0      32.7
12.2001   62.6   10.00   16.0    103.5    19.5    18.8      36.2
03.2002   74.4   17.00   22.8    119.4    19.5    16.3      35.4
09.2002   81.3   17.00   20.9    134.5    23.2    17.2      31.0
12.2002   89.6   17.00   19.0    145.0    24.0    16.6      29.8
01.2003   93.4   40.67   43.5    151.2    25.0    16.5      29.8
03.2003   98.8   40.67   41.2    157.4    26.5    16.8      30.3
05.2003   102.8  40.67   39.6    163.8    28.0    17.1      30.8

 

Автор публикации: Александр СОСНОВ,заместитель директора НИСЭПИ, кандидат экономических наук


Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы