$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НОРМАТИВНЫЙ СОПРОМАТ:©

10.12.2013

жесткая конструкция для плановой застройки

Правительство Беларуси намерено в очередной раз заняться совершенствованием развития строительного комплекса республики. Эти вопросы обсуждались 6 декабря на заседании Президиума Совета Министров.

Премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что считает необходимым усовершенствовать структуру жилищного строительства в стране, в частности, строить больше жилья доступных потребительских качеств. При этом, как считает глава правительства, у людей должен быть выбор исходя из их финансовых возможностей.

Заметим, что эти возможности оставляют белорусам небольшой выбор. Власти обещают, что стоимость квадратного метра для нуждающихся не должна превышать уровень средней зарплаты по стране — хотя бы с коэффициентом 1,2. Однако в реальности цены гораздо выше, а если стоимость стройматериалов и строительно-монтажных работ будет расти нынешними темпами, то доходы граждан вряд ли за ними угонятся.

Докладывая о состоянии дел в отрасли, вице-премьер Анатолий Калинин отметил, что в целом в 2013 г. наблюдается относительно положительная динамика работы строительного комплекса: прогнозируется выполнение показателей по темпу роста объема промышленной продукции на уровне 108%, рентабельности продаж — также на уровне 108%, сальдо внешней торговли товарами должно составить 310 млн. USD, услугами — 70 млн.

Заметим, что, по данным Белстата, в январе–октябре 2013 г. на жилищное строительство использовано 26,4 трлн. Br инвестиций, что составляет 16,6% к их общему объему и 123,8% к уровню января–октября 2012 г. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 5,1 трлн. Br инвестиций в основной капитал, или 68% к предусмотренному объему на 2013 г. В январе–октябре 2013 г. организациями всех форм собственности построено 49,3 тыс. новых квартир (в январе–октябре 2012 г. — 45 тыс.). Введено в эксплуатацию 4176,5 тыс. м2 общей площади жилья, что составляет 64,3% к предусмотренному заданию на год и 114,2% к уровню января–октября 2012 г. При этом 53,2% от общего объема введенного жилья предназначено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но эти достижения выглядят столь эффектно во многом благодаря эффекту низкой базы: в 2012 г. объемы строительства жилья сократились по сравнению с 2011 г. на 18,2%, а инвестиции в него — на 27,7%. Да и в 2011 г. было введено в эксплуатацию на 17,3% меньше жилья, чем в 2010-м.

ФИНАНСОВЫЕ результаты стройкомплекса выглядят существенно лучше среднереспубликанского уровня. Так, выручка организаций строительства за 9 месяцев т.г. по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. увеличилась на 36,7%, до 60,2 трлн. Br, при росте цен на строительно-монтажные работы за этот период на 35,9% (по данным Минстройархитектуры), тогда как себестоимость — на 35,8%, а чистая прибыль — на 27,6%. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг за этот период выросла с 8,6% до 9,6%, а рентабельность продаж — с 6,9% до 7,7%. Выручка на одного среднесписочного работника достигла 264,6 млн. Br (30,1 тыс. USD), что на 38,4% больше, чем годом ранее (в долларах — на 30,3%). Таким образом, приходится констатировать, что рост финансовых результатов в стройкомплексе в значительной мере обусловлен увеличением цен, которые в этой отрасли втрое выше общего уровня инфляции. Тем временем экспорт строительных услуг за январь–сентябрь 2013 г. составил 589,7 млн. USD, а импорт — 742,3 млн., что, соответственно, в 2,4 и 1,8 раза больше, чем за январь–сентябрь 2012 г. В результате отрицательное сальдо внешней торговли строительными услугами в январе–сентябре 2013 г. составило –152,6 млн. USD, что, впрочем, на 19,8 млн. меньше, чем год назад.

Напряженной выглядит ситуация с расчетами. Так, кредиторская задолженность строительных организаций на 1.01.2013 г. выросла по сравнению с началом ноября прошлого года в 1,56 раза, до 20,2 трлн. Br, причем просроченная — в 1,76 раза. Задолженность по кредитам и займам увеличилась лишь на 11,6%, до 5,4 трлн. Br, но просроченная задолженность по ним возросла за год в 4,5 раза, в т.ч. по сравнению с началом года — втрое.

РАДИКАЛЬНО улучшить ситуацию правительство намерено, выстроив «жесткую однозначную конструкцию инвестиционного процесса, конкретно определив роли, права и обязанности всех его участников». Эти подходы прописаны в разработанном проекте указа «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности строительной отрасли и внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь», а также в пакете более чем из 15 нормативных правовых актов. В проекте указа определены функции и ответственность государственных заказчиков, устанавливается материальная и административная ответственность всех участников строительной деятельности за нарушения при проектировании, строительстве объектов, а также за невыполнение взятых на себя договорных обязательств. Нормативно закрепляются финансовые гарантии участников строительства в виде страхования, резервирования, банковских гарантий на выбор застройщика и участников строительного процесса. Установлена обязательная аттестация организаций, их руководителей, специалистов, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности. Особое внимание будет уделяться прединвестиционной стадии строительного процесса.

Проектом вводится обязательная должность руководителя проекта, регулируются некоторые вопросы земельных отношений, изменяются подходы к формированию государственных и региональных инвестиционных программ. Предложен и ряд новшеств, которые позволят не допускать на конкурсные процедуры недобросовестных участников. Предусматривается продолжение плановой работы по внедрению европейских норм, стандартов в области строительства. Основное внимание будет уделено гармонизации технических норм и стандартов в рамках Таможенного союза. Также предлагается установить жесткую зависимость зарплаты руководителей, инженерно-технических работников от результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Кроме того, вице-премьер А.Калинин пообещал, что в 2014 г. в стройкомплексе изменятся правила закупок. Исходя из отраслевой специфики разработаны проекты нормативных документов, регулирующих проведение торгов в строительстве, а также утверждающих порядок их осуществления.

ПРОЕКТ данного указа рассмотрен в Палате представителей Национального собрания, по результатам рассмотрения в Совмине внесен ряд предложений. В частности, предлагается изменить организационную структуру Минстройархитектуры, усилить экономический блок и управление внешней экономической деятельностью, освободить министерство от несвойственных ему функций путем создания холдингов и управляющей компании. Кроме того, определен перечень подведомственных организаций для передачи в коммунальную собственность областей и Минска. С Нацбанком обсуждается вопрос о создании на базе Белинвестбанка банка для обслуживания строительной отрасли. Также предлагается объединить, наконец, цементные заводы в холдинг — Белорусскую цементную компанию, создать и развивать интегрированные с зарубежным бизнесом структуры с целью выхода на новые рынки и закрепления позиций на имеющихся. При этом в правительстве пока не уточняют, в какой форме будет осуществляться эта интеграция. Но вряд ли отечественные строительные организации и производители стройматериалов в состоянии купить значимые пакеты акций зарубежных компаний аналогичного профиля. А для продажи подобных пакетов иностранным инвесторам нужно предложить приемлемые для них условия.

Изложенные подходы будут включены в соответствующие нормативные правовые акты, а для продолжения уже начатой работы Минстройархитектуры, по словам вице-премьера, необходимо разработать комплексную программу развития строительной отрасли на перспективу до 2020 г.

В соответствии с концепцией государственной жилищной политики на 2014 г. сохраняются подходы по строительству жилья с государственной поддержкой для льготных категорий граждан. Определены четкие критерии по объемам жилищного строительства. В целом по республике в следующем году планируется возвести 6,5 млн. м2 жилья, из которых 2,9 млн. — с господдержкой. То есть республика почти вернется к уровню 2010 г., когда было построено более 6,6 млн. м2 жилья. Правда, потом строительный локомотив почему-то на 3 года серьезно забуксовал.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях