$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НОРМАТИВНЫЙ ПОДАРОК КО ДНЮ ЭКОНОМИСТА©

28.06.2013

На заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня депутаты приняли в первом чтении 5 законопроектов и 8 — во втором. Многие из этих документов имеют важное значение для отечественного бизнеса, так что их вполне можно считать подарком парламентариев ко Дню экономиста, отмечаемому в Беларуси 30 июня.

В первом чтении принят проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», предусматривающий множество изменений в системе корпоративных отношений. Во втором чтении приняты проекты законов «Об инвестициях» и «О концессиях», призванные создать условия для привлечения инвестиций в экономику страны, обеспечения гарантий, прав и законных интересов инвесторов. Хочется надеяться, что эти законы справятся с такими задачами лучше, чем ныне действующий Инвестиционный кодекс.

Улучшить условия хозяйственной жизни в разных ее аспектах также должны нормы принятых во втором чтении проектов законов «О медиации» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам развития медиации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам перевозки опасных грузов», о внесении дополнений и изменений в законы «Об охране труда», «О почтовой связи» и «Об электросвязи». О каждом из этих законов еще придется подробно поговорить.

По иронии судьбы в тот же день парламентарии приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». «Экономическая газета» не раз писала об этом документе, получившем весьма негативную оценку значительной части бизнес-сообщества. Напомним, согласно проекту в АО, созданных в процессе преобразования, 50% и менее акций которых принадлежит Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, представители государства голосуют на общем собрании акционеров также голосами, принадлежащими миноритарным акционерам, не прошедшим в установленном порядке регистрацию для участия в общем собрании.

Кроме того, в АО, созданные в процессе приватизации, где не осталось доли государства, областными, Минским городским исполкомами могут назначаться государственные представители, которые имеют право присутствовать на общем собрании акционеров и приостанавливать исполнение решений собрания по вопросам ликвидации, реорганизации, изменения размера уставного фонда, внесения изменений в устав, распределения прибыли АО, выпуска дополнительных акций, выплаты дивидендов, создания других юридических лиц или участия в них в случае, если реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы граждан. Сколько бы власти ни уверяли, что речь идет о совершенствовании законодательства в сфере владельческого надзора, защите прав и законных интересов миноритариев, эти нормы воспринимаются как избыточное вмешательство государства и ущемление прав собственников, по сравнению с которым меркнет память о некогда отмененном в республике институте «золотой акции», а неконкретность формулировок создает широкие возможности для произвола и коррупции. Так что парламентариям до второго чтения стоит подумать, какой эффект принесет этот законопроект имиджу страны и инвестиционному климату.

В первом чтении принят также проект Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», о котором в деловом сообществе также шли бурные дебаты. Законопроект предусматривает принятие ряда мер, направленных на повышение эффективности управления и содействие развитию торговли и общественного питания. В частности, в этой сфере создается государственная информационная система, основу которой будет составлять Торговый реестр. Наряду со сведениями о торговых объектах в него должны будут включаться сведения о состоянии торговли, в том числе о розничном и оптовом товарообороте и удельном весе торговых сетей в общем товарообороте.

Законопроект содержит требования к организации рынков, торговых центров, ярмарок, к осуществлению торговли через Интернет, а также закрепляет права и обязанности субъектов торговли и общепита, поставщиков товаров.

В проекте закрепляется предельное значение доли субъекта торговли в товарообороте (20%), после достижения которого этот субъект не вправе будет приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Это меньше, чем в России (25%), но представители Минторга объясняют такой подход требованиями соблюдения социальных стандартов, о которых забыли наши соседи. У нас же перечень таких стандартов — нормативы обеспеченности населения торговой площадью, местами в общедоступных объектах общепита – закреплены в законе и будут учитываться в градостроительной документации, отраслевых и региональных программах развития торговли и общественного питания.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях