$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НОРМАТИВ КРИСТАЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ©

05.08.2014

В Беларуси начинается очередной этап борьбы с коррупцией. На совещании 31 июля Президент Александр Лукашенко поручил подготовить единый нормативный правовой акт по борьбе с коррупцией и вынести его на рассмотрение общественности. По-видимому, такой документ уже подготовлен в недрах госаппарата и вскоре увидит свет.

Отечественное законодательство и так отличается изобилием нормативных актов антикоррупционной направленности — от Директивы от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и Закона от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (который планируется обновить и дополнить) до еще 16 законов, 20 указов, почти всех кодексов, 30 постановлений Совмина, множества ведомственных документов, не считая международных соглашений и конвенций, участницей которой является наша страна. Однако, постоянно говоря правильные слова об опасности коррупции, власти ищут ее причины и разрабатывают методы борьбы исключительно в сфере формальных институтов, не замечая неформальных причин этого социального явления.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, коррупционные процессы способны разрушить любую, самую совершенную социальную и экономическую систему. Вызываемая ими диспропорция в доходах коррумпированных чиновников и законопослушных граждан закономерно становится поводом для нарастания общественного протеста, влечет утрату доверия к органам власти, затрудняет функционирование общественных механизмов, препятствует реализации инвестпроектов и эффективной работе предприятий. Но, как ни парадоксально, в условиях бесчисленных ограничений и запретов именно путем обхода официальных процедур «через какие-то связи, подношения нужным людям, откаты, распилы и поборы» гражданам и бизнесу удается достигать своих интересов. Многочисленные и изощренные коррупционные схемы именно потому и возникают, что законным путем добиться необходимых результатов бывает слишком долго, хлопотно, а порой вообще невозможно. Любая норма законодательства, позволяющая чиновникам по своему усмотрению ее толковать, затягивать административные процедуры, произвольно распоряжаться ресурсами, отягощать бизнес и население дополнительными требованиями, обладает своей «взяткоемкостью», часто незаметной для криминологической экспертизы, проводимой в рамках Указа от 6.06.2011 № 230.

БЕЗ ОСОЗНАНИЯ этого факта затруднительно эффективно реагировать на коррупционные риски и угрозы, как того требует Президент. Еще сложнее «вытравить из отдельных умов жажду незаконной наживы и создать такие условия, которые заставят всякого любителя легких денег крепко задуматься: а стоит ли овчинка выделки». К сожалению, лишь идеальным государством Платона управляли бескорыстные философы — неподкупные судьи и беспристрастные должностные лица, строго соблюдающие вечные и неизменные законы справедливости. Но в реальных социальных и экономических условиях представления людей относительно целей и средств несколько иные. Любое отклонение реальности от идеальной модели стимулирует коррупцию, какие бы меры по качественному правовому обеспечению борьбы с ней ни предпринимали законодатели и правоохранительные органы, даже опираясь на международные практики.

РАЗУМЕЕТСЯ, необходим механизм детального контроля за доходами и имуществом должностных лиц, занимающих ответственное положение, и их родственников. Но он и так предусмотрен законами «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» и постановлением Совмина от 29.07.2006 № 952. Можно еще более ужесточить их нормы, распространить на родных и близких чиновников до седьмого колена, закрепить возможность изъятия стоимости имущества должностного лица, явно превышающей доходы, полученные из законных источников, ограничить права на пенсионное обеспечение госслужащих, совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные и иные преступления. Но если не исчезнет потребность в коррупционном решении существующих проблем, то очередное «закручивание гаек» лишь увеличит надбавку за риск в сумме взятки или отката.

Интересным новшеством будет предоставление народу возможности знать, как живут чиновники и их родственники, откуда деньги и собственность у этих людей, — это тоже предложил Президент. Такой подход предусмотрен, в частности, Конвенцией ООН против коррупции, в п. 5 ст. 8, которой декларируется, что «каждое Государство-участник стремится в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц». Впрочем, международная практика в этой сфере не всегда бывает нормальной. Например, попытка ознакомиться с бытием российских чиновников в эти выходные обернулась для экскурсантов их Фонда по борьбе с коррупцией избиениями и арестами.

ПРАВДА, уровень материального обеспечения белорусских чиновников, как признал Президент, может уступать коллегам из некоторых других стран, «но никто не нищий». А потому А. Лукашенко предупредил, что получать много и быстро на госслужбе не выйдет. «Я требую одного — не воруйте у государства. Если вы будете обдирать собственный народ, пощады не ждите, — заявил Президент. — Использовать должность для того, чтобы продвинуть какие-то интересы жулья, которое вокруг вас ходит, недопустимо».

Этот призыв был бы еще действеннее, если бы подкреплялся максимальным перекрытием тех лазеек в законодательстве, через которые продвигаются упомянутые интересы: вроде индивидуальных льгот и преференций, дифференцированных налоговых ставок, исключений из общих правил и т.п.

ЗАРАБАТЫВАТЬ «шальные деньги» начальникам не позволят и меры по недопущению необоснованного роста зарплат среди руководства предприятий. Чтобы директорский корпус и все остальные работники получали столько, сколько заслуживают, уже подписано постановление Совмина от 31.07.2014 № 744, согласно которому рост номинальной начисленной среднемесячной зарплаты работников допускается только при условии опережающего роста производительности труда. При невыполнении этого условия фонд зарплаты за отчетный месяц уменьшается до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и зарплаты не менее 1,0. Для обеспечения социальной справедливости и ответственности бизнеса до организаций всех форм собственности доведено, что разрыв в зарплате руководителя и работников не должен превышать 8. Кроме того, бонусы в сумме до 12 окладов руководителя организации всех форм собственности не учитываются при установлении соотношения его зарплаты и средней заработной платы по организации, бонусы в сумме, превышающей 12 окладов, будут учитываться при расчете. Для руководителей госорганизаций размер годового бонуса ограничивается 12 окладами.

На совещании глава государства поручил Комитету госконтроля в вопросах борьбы с коррупцией уделить особое внимание именно руководителям предприятий, заявив, что «если директорский корпус будет кристально чистым, мы искореним коррупцию».

Поставленная задача выглядит особенно масштабной после шлейфа громких отставок и посадок ряда чиновников и руководителей ряда предприятий нефтеперабатывающей и пищевой промышленностей, деревообработки и строительства. Остается надеяться, что их преемники и все остальные проникнутся перспективой безукоризненной кристальной честности и честной бедности. В местном масштабе 8 к одному и международном один к десяткам и тысячам раз...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях