$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

«Номерным заводом ЕС» скоро может стать ОАО «Савушкин продукт»

22.12.2006

Брестское ОАО «Савушкин продукт» — «законодатель мод» в молочной промышленности Беларуси. Грамотная логистика брестчан помогает им и в расширении экспортных поставок. Отгрузка продукции идет в Россию, Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину.

А вот на рынок Евросоюза известная белорусская компания еще не вышла. Для этого брестчанам нужно получить своеобразный пропуск — приобрести статус «номерного завода ЕС».

— Без данного номера производители пищевой продукции не имеют права торговать на рынке Евросоюза, — пояснила заместитель директора ОАО «Савушкин продукт» Елена БАБКИНА.

Так скоро ли откроется для ОАО заветная дверь в Евросоюз? Вот что об этом говорит главный инженер ОАО «Савушкин продукт» Владимир МИЛЬКЕВИЧ:

— Получение статуса «номерной завод ЕС» — достаточно длительный процесс. Более половины пути мы уже прошли. В арсенале предприятия есть сертификаты соответствия международным стандартам качества серии ИСО-9000, экологическим стандартам ИСО-14001. У нас внедрена система Анализа Рисков и Контроля Критических Точек (ХАССП). С 2006 г. ОАО «Савушкин продукт» приступил к освоению серии стандартов Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18000. В 2007 г. планируем провести предварительный аудит на соответствие европейским требованиям. Для этого активно занимаемся улучшением качества поступающего молока.

Таким образом, чтобы выйти на рынки Евросоюза (приобрести свой номер в соответствующем реестре ЕС), переработчику молока нужно обеспечить соответствие евротребованиям и собственное производство, и процесс «изготовления» молока на предприятиях-поставщиках. Соответствующего качества должны быть и буренки, и их молоко, и трава, на которой они пасутся.

Многое в этом направлении уже сделано. Сегодня «Савушкин продукт» покупает молочное сырье в 72 хозяйствах Брестской области, ежегодно наращивая закупки. Около 30% ферм, обеспечивающих предприятие, уже соответствуют международным требованиям. 99% закупаемого сырья имеет высший и первый сорт, практически выровнялась сезонность производства молока: раньше зимой его было в 2 раза меньше.

Год назад ОАО приобрело одно из хозяйств в Малоритском районе и активно инвестирует средства в ЧУП «Савушкино».

Только на закупку сельхозтехники для дочернего предприятия комбинат потратил около 2,5 млн. EUR. В ангаре над т.н. шлейфовой уборочной и посевной техникой теперь доминируют своими габаритами и технологическим совершенством комбайны «ДжунДир» и «Класс». И тут же два отечественных собрата из Гомеля и Лиды. Как видим, у белорусского бизнеса и Голливуда есть одна общая черта — политкорректность. В американских фильмах рядом с белыми актерами обязательно должен присутствовать чернокожий положительный герой. Наши бизнесмены похожи на американцев тем, что, вкладывая деньги в наиболее производительные импортные технологии, покупают и более дешевую отечественную технику.

«Вот какую технику приобрели в лизинг, — с гордостью демонстрирует журналистам комбайны директор хозяйства Петр Яцуро и добавляет: — а старую отправили в металлолом».

Новая техника и технологии позволили хозяйству увеличить дойное стадо до 1450 коров, а надои более чем в 1,5 раза. За 10 месяцев 2006 г. каждая буренка из «Савушкино» дала 5,5 тыс. л молока. В результате рентабельность производства молока выросла до 18%. На очереди — закупка доильной технологической линии «Карусель», что позволит увеличить рост поголовья. Кстати, породу решили оставить свою, белорусскую черно-пеструю. А вот телят растят по западной технологии: не в телятниках, а во дворе — закаляют.

Чтобы идти на полшага впереди конкурентов, за последние 5 лет компанией было вложено в техперевооружение 64,5 млрд. Br.

Благодаря обновлению производства, эффективной логистике растут объемы продаж. Белорусские покупатели хорошо знают главную торговую марку компании «Савушкин продукт», которой недавно исполнилось 5 лет. Именно 5 последних из 30 лет существования предприятия стали наиболее значимыми. Сегодня в портфеле компании не меньше 10 брэндов из производимых более 200 наименований молочной и соковой продукции. Все, что изготавливается, сразу же продается.

— Сегодня доставка идет в 3 тыс. торговых точек Беларуси, — рассказывает начальник отдела продаж ОАО Рудьман Ирина.

Наибольших успехов брестчане добились в России, в частности, на московском рынке. В целом доля московского региона составляет более 50% всего экспорта компании. За 10 месяцев предприятие экспортировало продукции на сумму более 26 млн. USD (на 60,3% больше аналогичного периода 2005 г.). Изделия ОАО «Савушкин продукт» реализуются более чем в 1000 торговых точек, в частности, в магазинах таких крупных торговых сетей, как Метро, Ашан, Седьмой континент, Перекресток, Рамстор, Копейка, Пятерочка, Магнит.

Кстати, брестское предприятие давно сотрудничает и с известными транснациональными корпорациями. Мировые марки — компании Нестле, Марс, Крафтфуд — вот уже несколько лет продолжают закупать у брестского предприятия сухое молоко и масло. Сколько закупается всего сырья именитыми компаниями — коммерческая тайна. Известно только, что ОАО «Савушкин продукт» в последнее время увеличило производство сухого молока в 3 раза.

Таким образом, товар, позиционирующийся как чисто европейский — мороженое «Нестле», батончики «Марс», «Баунти», шоколадки «Милка», наполовину (пусть даже на треть) белорусский. Это свидетельство того, что в Бресте уже давно производят продукцию европейского качества.

Тамара МАРКИНА