Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
20.06.2014 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НИЖНЯЯ ТОЧКА ВЫСОКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ©

Состояние экономики заставляет власти искать решения, способные вернуть утраченные темпы роста или хотя бы сохранить нынешние. К сожалению, инструментов и ресурсов для этого немного, а потому приходится ограничивать приоритеты до того, как начнется поиск виновных.

Состояние экономики заставляет власти искать решения, способные вернуть утраченные темпы роста или хотя бы сохранить нынешние. К сожалению, инструментов и ресурсов для этого немного, а потому приходится ограничивать приоритеты до того, как начнется поиск виновных.

Так, на очередном заседании Президиума Совета Министров глава правительства Михаил Мясникович потребовал найти нестандартные решения при разработке подходов к формированию прогноза социально-экономического развития, бюджета, а также денежно-кредитной политики на 2015 год. Он призвал искать «ответы на самые злободневные вопросы: как мы будем выполнять международные обязательства, работать в рамках Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана, как у нас будет выглядеть налогообложение». Получается, что только теперь правительство собирается выяснять, как республика будет адаптироваться к евразийской интеграции.

Серьезного рассмотрения, по мнению премьер-министра, требуют вопросы инфляции в увязке с денежно-кредитной политикой. Требуется сбалансировать бюджет, в первую очередь по расходам, оптимизировать расходы на государственную инвестиционную программу, исключив из нее второстепенные объекты. Чтобы увязать между собой все прогнозные параметры, нужно знать тарифы на энергоресурсы, стоимость кредитов. Лишь тогда можно говорить об объемах экспорта/импорта, считает М.Мясникович. Кроме того, необходимо поэтапное решение проблемы перекрестного субсидирования, пересмотр налоговой политики, направленной на стимулирование и поддержку товаропроизводителей. Но это — далеко не весь перечень вопросов, которые требуют проработки, не говоря уже о конкретных решениях.

Между тем правительству приходится выбирать приоритеты. Так, министр экономики Николай Снопков предложил определить снижение инфляции и, как следствие, инфляционно-девальвационных ожиданий ключевой задачей следующего года. Глава Минэкономики уверен, что «невозможно заниматься двумя системными и противоречащими друг другу элементами экономической политики». По его мнению, главное — остановить инфляцию, уровень которой в будущем году не должен превысить 12%. Это требует достаточно жесткой монетарной политики, в т.ч. радикального снижения госпрограмм и финансирования проектов по государственным программам.

НАПОМНИМ, снизить инфляцию до 11% планировалось уже в этом году, но даже сейчас очевидно, что сделать это не удастся — не в последнюю очередь из-за смягчения монетарной политики, роста господдержки, кредитования и зарплат. Вместе с тем в следующем году предусматривается увеличение доли возмещения населением тарифов на услуги. К концу 2015 г. планируется выйти на 100-процентную окупаемость затрат, в частности, на услуги по электро-, газо- (на приготовление пищи), водоснабжению, перейти на повсеместную систему диверсифицированных тарифов в зависимости от нормативов потребления услуг. Это, по мнению Н.Снопкова, стимулирует к экономии ресурсов как граждан, так и организаций. При этом в Минэкономики считают необходимым пересмотреть нормативы и повышающие коэффициенты в случае, если эти нормативы не соблюдаются. Кроме того, планируется предусмотреть в следующем году равные цены на поставляемые природный газ и электроэнергию для всех отраслей реального сектора экономики.

В целом же политика 2015 года, как считает министр экономики, должна быть нацелена на снижение инфляции, экспорт, сокращение издержек производства, создание производств, в т.ч. на основе прямых иностранных инвестиций. Заметим, что последняя оговорка, по-видимому, остается риторической, поскольку каких-то подвижек в привлечении зарубежного капитала не предвидится.

А пока правительство строит планы на будущее, его ждет спрос за текущее состояние экономики. Как заявил на заседании Совета Безопасности по проблемным вопросам социально-экономического развития Президент Александр Лукашенко, отчет правительства «с учетом некоторых положительных тенденций I квартала» отложен до подведения итогов работы за первое полугодие. Очевидно, что минимальный прирост ВВП за январь–апрель получен за счет внутреннего спроса — розничной и оптовой торговли, транспорта и строительства, благодаря завершению ряда масштабных проектов по модернизации энергетики. Но в промышленности и сельском хозяйстве все проблемы остались — от снижения производства до ухудшения финансового состояния.

Действительно, по предварительным данным, за 5 месяцев т.г. объем промышленного производства по сравнению с январем–маем 2013 г. сократился на 1,3%, причем в мае к апрелю он вырос всего на 0,3%, производство сельхозпродукции в сопоставимых ценах сократилось в январе–мае на 4,3%, инвестиции в основной капитал — на 6,5%. При этом чистая прибыль организаций по итогам января–апреля сократилась на 25,3% к аналогичному периоду прошлого года, число убыточных предприятий выросло в 1,6 раза, а сумма их чистого убытка — почти в 2,2 раза. Таким образом, проблемы экономики придется как-то решать, не прячась за более-менее позитивные показатели, не отражающие всю полноту картины. Глава государства требует дать ответ, «удалось ли пройти нижнюю точку в траектории развития, когда возобновится существенный подъем экономики и что необходимо сделать, чтобы не повторилась вновь ситуация, приведшая к проблемам».

Впрочем, этот вопрос можно было задать по итогам прошлого года, I квартала или любого иного прошедшего периода.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by