Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
24.01.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НИЖНЯЯ ГРАНИЦА СТАБИЛЬНОСТИ©

По итогам 2013 г. экономика Беларуси выросла всего на 0,9%. Таким образом, официальный прогноз третий год подряд остается невыполненным как по росту ВВП, так и по ряду других важных показателей. При этом в экономике продолжают нарастать дисбалансы, которые власти надеются преодолеть с помощью стандартного набора административно-командных мер.

 

По итогам 2013 г. экономика Беларуси выросла всего на 0,9%. Таким образом, официальный прогноз третий год подряд остается невыполненным как по росту ВВП, так и по ряду других важных показателей. При этом в экономике продолжают нарастать дисбалансы, которые власти надеются преодолеть с помощью стандартного набора административно-командных мер.

Объем ВВП в 2013 г. составил в текущих ценах 636,8 трлн. Br, а темп его роста оказался самым низким с 2009 г. При этом спад отмечен во многих ключевых отраслях экономики. Так, объем промышленного производства сократился на 4,8%. В частности, в горнодобывающей промышленности отмечен спад на 0,3%, обрабатывающей — на 5,3%. Текстильное и швейное производство сократилось на 2,4%, производство кожи, изделий из кожи и обуви — на 2,3%, целлюлозно-бумажное производство — на 9%, производство нефтепродуктов — на 22,5%, металлургическое —- на 6,1%, машин и оборудования — на 2,6%, транспортных средств и оборудования — на 5,2%. Таким образом, вряд ли можно оправдать итоги прошедшего года одной «изменой» бывших партнеров по калийному бизнесу. Очевидно, что попытка обеспечить рост экономики в основном за счет экспорта при нынешней конкурентоспособности отечественной продукции оказалась неудачной.

Не спасли положение и другие отрасли (см. диаграмму 1 на с. 3 в печатной версии "ЭГ"). Так, в 2013 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 105,3 трлн. Br и уменьшилось по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах на 4%, в т.ч. производство продукции растениеводства — на 8,4%, животноводства — на 0,3%.

При этом доля сельскохозяйственных организаций, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в производстве продукции выросла с 75,9% в 2012 г. до 77,4%, хозяйств населения — сократилась с 24,1 до 22,6%. В сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах объем производства продукции за этот период уменьшился на 3,4%, причем производство продукции растениеводства уменьшилось на 9,6%, животноводства — увеличилось на 0,4%.

Признаки спада отмечены и в работе транспорта. Так, в прошлом году организациями перевезено 434,9 млн. т грузов, что на 5,8% меньше, чем в 2012-м, причем в декабре 2013 г. — на 0,5% меньше по сравнению с ноябрем 2013 г. В частности, перевозки трубопроводным транспортом сократились в 2013 г. на 2,3%, железнодорожным — на 9,2%, автомобильным — на 6%, воздушным — на 22,7%, а внутренним водным — выросли на 11,5%, несмотря на 2-кратное сокращение в декабре по сравнению с декабрем 2012 г. В то же время грузооборот транспорта, выполненный организациями, в 2013 г. составил 125,3 млрд. тЧкм, в т.ч. трубопроводного — 61,2 млрд. тЧкм, железнодорожного — 43,8 млрд. тЧкм, автомобильного — 20,1 млрд. тЧкм. В декабре 2013 г. грузооборот транспорта составил 10,9 млрд. тЧкм и возрос по сравнению с ноябрем 2013 г. на 2,7%.

В 2013 г. объем перевозок пассажиров составил 2430,2 млн. человек, что на 0,6% меньше, чем в 2012 г. При этом перевозки пассажиров воздушным транспортом увеличились на 25,5%, трамваями, троллейбусами, метрополитеном — на 1,6%, железнодорожным транспортом снизились на 1,2%, автобусами — на 1,9%, внутренним водным транспортом — на 8,3%. В общем объеме перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении доля городских перевозок пассажиров составила 93,2%, пригородных — 6%, междугородных — 0,7%, международных — 0,1%. Напомним, в декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2013 г. стоимость проезда городским транспортом увеличилась на 22%, автобусами пригородного сообщения — на 20,4%, междугородного сообщения — на 11,1%, железнодорожным транспортом в международном сообщении — на 10,3%, воздушным транспортом — на 3,5%, автомобилями-такси — на 2,8%.

В 2013 г. использовано 202,7 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 107,4% к уровню 2012 г. Однако это достижение впечатляет лишь на первый взгляд. В прошлом году инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили только 36,7% общего объема инвестиций. Для сравнения: в 2012 г. их доля составляла 42,5%, а в 2011-м — 44,2%. Таким образом, запланированное на текущую пятилетку кардинальное изменение структуры инвестиционного портфеля в пользу средств производства (машин, оборудования, технологий) осталось на бумаге. Этот сдвиг заметен и по видам деятельности: доля инвестиций в основной капитал, вложенных в 2013 г. в обрабатывающую промышленность, составила 23,5%, тогда как в 2012-м — 26,5%, а в 2011-м — 28,6%, в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 14% против 15,6 и 13%, транспорт и связь — 9,6% против 12,7 и 11% в 2012 и 2011 гг.

Правда, в эксплуатацию за счет всех источников финансирования введено 5273,8 тыс. м2 общей площади жилья — на 17,6% больше, чем в 2012 г. Однако такой результат на 18,9% меньше, чем запланированные на прошлый год 6,5 млн. м2 , и на 3,9% меньше, чем в 2011 г. При этом на строительство жилья использовано 16,2% общего объема инвестиций в основной капитал —- 32,9 трлн. Br, т.е. на 24,5% больше, чем в 2012 г. Преобладающими источниками финансирования жилищного строительства являются собственные средства населения (51,1%) и кредиты (займы) банков (31,1%). Таким образом, небогатые инвестиционные ресурсы страны продолжают растрачиваться на непроизводственные цели — под разговоры о необходимости модернизации, без которой отечественной экономике не быть конкурентоспособной. Исключением из общей тенденции стал рост розничного товарооборота в прошлом году на 18,2%, что, впрочем, не обошлось без увеличения импорта.

На диаграмме 2(в печатной версии "ЭГ") наглядно виден разрыв в динамике макроэкономических показателей.

На этом фоне неизбежным выглядит мизерный рост производительности труда — всего на 2,2% в январе–ноябре прошлого года к аналогичному периоду 2012 г. Дело уже не в том, что этот показатель вдвое ниже, чем годом ранее, и в 4 с лишним раза меньше прогнозного значения, не говоря уже о его несопоставимости с ростом за 11 месяцев номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 38,7%, а реальной — на 17%. Проблема в том, что если ресурсы предприятий, граждан и государства вкладываются в жилье, дворцы, стадионы и гостиницы, а не в новое оборудование и технологии, то шансы на повышение производительности труда становятся призрачными.

Разумеется, можно было бы порадоваться росту благосостояния населения — если бы он был обеспечен адекватным укреплением экономики и притоком инвестиций. К сожалению, сопоставление макроэкономических показателей наводит на мысль о том, что республика угодила в ловушку среднего дохода. Ее признаки налицо: рост экономики страны замедляется 3 года подряд, а теперь практически останавливается после достижения среднего уровня доходов, которым, как неоднократно заявляли власти, являются пресловутые 500 USD. По европейским меркам это не столь уж много, но для такой страны, как Беларусь оказалось достаточно, чтобы застрять в своем развитии из-за роста зарплат и снижения ценовой конкурентоспособности. Стремительный рост в прошлом году отрицательного сальдо внешней торговли показывает, что республика сегодня не в состоянии конкурировать как с выходящими из кризиса развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем зарплат и дешевым производством промышленных товаров. Впрочем, с этой проблемой сегодня столкнулись и наши основные экономические и идеологические партнеры — Россия и Китай, где темпы роста ВВП и промышленного производства тоже замедлились. Однако, в отличие от них, у Беларуси ограничены возможности наращивания внутреннего спроса.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by