$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НИКТО НЕ ХОТЕЛ ПОВЫШАТЬ©

15.08.2014

О необходимости соответствия темпов роста зарплаты и производительности труда чиновники стали говорить сравнительно недавно. После бурной кампании выведения зарплат на уровень пресловутых 500 USD, закончившейся обвалом рубля и гиперинфляцией, с высоких трибун заговорили о «жизни по средствам». Однако несмотря на ритуальные призывы, темп роста зарплат был до неприличного выше, чем темпы роста производительности труда и экономики в целом. Изменит ли положение постановление Совмина № 744?

Известно, что производительность труда в Беларуси существенно ниже, чем в США и странах ЕС, и нуждается в срочном повышении. Дисбалансом между темпами роста заработков и выработки власти тоже озаботились не вчера. Например, в подп. 4.2 постановления Совмина от 13.01.2014 № 17 «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год» республиканским органам государственного управления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому, предписывалось в течение 2014 г. обеспечить в подчиненных (входящих в состав) организациях опережающий темп роста выручки на одного среднесписочного работника над ростом номинальной начисленной среднемесячной зарплаты не менее чем в 1,05 раза. Можно лишь гадать, почему механизм для реализации этого требования появился лишь полгода спустя.

Реализация норм постановления № 744 на многих предприятиях неизбежно приведет к замораживанию, а то и сокращению зарплат — и без того не слишком высоких у большинства работников. Рискну предположить, что это мало поможет. И помешает тут само белорусское законодательство, в котором заложен целый ряд барьеров, мешающих вводить достаточно жесткие требования к компетентности сотрудников для стимулирования производительности труда.

Допустим, на предприятии темпы роста зарплат выше, чем производительности труда, а возможности увеличить выручку весьма ограничены. Но Трудовой кодекс не предусматривает ненадлежащий уровень производительности труда в качестве основания для снижения зарплаты, лишения работников (кроме руководителей) премий и надбавок. Пока наниматель будет соблюдать все требования законодательства, регламентирующие изменение существенных условий труда, разрыв заданных показателей станет еще выше. Трудовое законодательство делает весьма затруднительными даже процедуры увольнения сотрудников за дисциплинарные проступки или некомпетентность. Сейчас, чтобы избавиться от неэффективного, да еще и конфликтного сотрудника, приходится привлекать опытного юриста, т.к. процедура увольнения очень сложна. Если же увольнение все-таки состоялось, то приходится соблюдать требования об информировании службы занятости о вакансиях, что влечет дополнительные хлопоты. Сократить численность, чтобы платить остальным достойные зарплаты? Для этого тоже нужны законные основания. К тому же выплата выходного пособия в случае сокращения штата или численности является весьма обременительной для многих предприятий. Чрезмерная опека государства, проводимая под предлогом защиты интересов работников, всегда осуществлялась за счет работодателя. Но сегодня государство само уперлось в тот факт, что его патернализм в трудовых отношениях стал тормозом для развития экономики и в конечном итоге ухудшает уровень благосостояния общества.

Более того, реализация постановления № 744 может привести к тому, что пострадавшими окажутся лучшие работники: если их менее старательные и хуже мотивированные коллеги не будут работать лучше. Ведь показатели предприятия ухудшатся и не позволят увеличить фонд оплаты труда.

Проблему повышения производительности труда вряд ли удастся решить без упрощения процедуры увольнения некомпетентных и нерадивых сотрудников, установления более гибкого подхода к изменению условий трудовых договоров (в т.ч. в части размера и корректировки зарплаты), совершенствования порядка их перезаключения и продления. Понятно, что это ставит под угрозу низкий уровень безработицы, который государство неизменно считает своей заслугой. Но рано или поздно придется признать, что такой замечательный показатель во многом обеспечен наличием на ряде предприятий неэффективных, а порой вообще лишних работников с довольно низкой зарплатой. Эту картину нужно изменить. В республике нужен конкурентный рынок рабочей силы, который во всем мире является одним из главных стимулов роста производительности труда. Но одной возможности быстро уволить и сменить работников тут явно недостаточно. Нужны определенный дефицит рабочих мест и постоянный рост выручки. А для этого необходимо производить конкурентоспособную продукцию и уметь ее продавать. Тут требуется серьезная модернизация предприятий, причем не только технологическая, но и управленческая. В противном случае изменения будут почти незаметны. Но для модернизации нужны инвестиции, а для обновления менеджмента — реформы, выходящие далеко за рамки компетенции отдельных субъектов хозяйствования и отраслевых ведомств.

Игорь БОРОВКОВ,

менеджер