Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Николай КРУКОВСКИЙ: "Электросвязь должна опережать развитие других отраслей"

Республиканское государственное объединение "Белтелеком" в структуре Министерства связи можно считать "государством в государстве". В его ведении находятся все виды телефонной, телеграфной и радиосвязи, Интернет и другие современные виды информационных услуг.
Республиканское государственное объединение "Белтелеком" в структуре Министерства связи можно считать "государством в государстве". В его ведении находятся все виды телефонной, телеграфной и радиосвязи, Интернет и другие современные виды информационных услуг. Объединение вносит заметный вклад в решение главной задачи отрасли -- обеспечение страны качественной и надежной связью. Весома и финансовая составляющая. Так, из 58 млрд.руб. балансовой прибыли, полученной Минсвязи в прошлом году, на долю РО "Белтелеком" пришлось 52 млрд.
 
Естественно, что за работой объединения и перспективами его развития внимательно следят не только властные структуры, но и субъекты хозяйствования и население. Какими еще услугами и по какой цене оно порадует нас в ближайшее время -- об этом корреспондент "НЭГ" Федор ЗАЯЦ беседует с генеральным директором РО "Белтелеком" Николаем КРУКОВСКИМ.

-- Николай Александрович, какова сегодня ситуация с телефонизацией страны -- обеспечением самым доступным видом связи?

-- Вы знаете, что Минсвязи и наше объединение в работе руководствуются Программой развития отрасли до 2005г. Основным направлением остается динамичное развитие национальных сетей, их интеграция с международными в целях максимального удовлетворения спроса всех категорий пользователей на услуги связи.

Программа предусматривает дальнейшее перевооружение местных телефонных сетей путем замены декадно-шаговых станций на цифровые, использование беспроводного доступа. К 2005г. планировалось прирастить емкость на местных сетях республики на 440 тыс. номеров -- 345 тыс. в городах и 95 тыс. в сельской местности, заменить 360 тыс. старой номерной емкости. В итоге в конце 2005г. она должна была составить больше 3 млн. номеров. Почти 2/3 этих работ мы уже выполнили и в начале прошлого года отпраздновали появление 3-миллионного абонента, т.е. идем с опережением.

К 2005г. обеспеченность населения телефонами должна составить в среднем 100 аппаратов на 100 семей, а в городах его получит каждый желающий. На 100 жителей плотность составит 32,4 аппарата, будет телефонизировано 700 малонаселенных пунктов.

Народное хозяйство страны уже сейчас телефонизировано полностью. Заявки поступают лишь от открывающихся фирм. Но и здесь проблем нет: закрываются многие "старые" организации, действующие избавляются от ненужных номеров -- в условиях рынка каждый старается жить по средствам. Освободившимися номерами в первую очередь обеспечиваем предприятия и организации, потом в порядке очередности население. Сегодня заявка -- завтра-послезавтра получаешь аппарат, только плати деньги.

-- Сейчас мир активно переходит на использование подвижных, или, как их еще зовут, мобильных, средств связи. Какова ситуация с ними в нашей республике?

-- За три года количество таких абонентов возросло до 500 тыс. Обслуживают их два оператора в стандарте GSМ -- Vеlсоm и МТС, а Белсел, работавший в стандарте МNТ, теперь переходит на новый -- СDМА.

-- Ожидается ли приход новых операторов?

-- Здесь проблем очень много, прежде всего по частотам. Будет возможность выделить их -- можно будет дать разрешение на работу. Решение принимают органы государственного управления. Если рынок станет расти интенсивно, -- а по аналитике министерства это не исключено, -- будет нужна еще одна лицензия в стандарте GSМ. А может, лучше дать возможность развиваться нынешним операторам.

К слову, уже есть третье поколение стандарта GSМ -- т.н. "3G", у которого значительно выше функциональный набор и уровень услуг. Многие операторы стран Западной Европы -- "Дойчтелеком", "Франтелеком" и др. -- взяли лицензии на его использование, заплатили государству большие деньги, но пока не начали развивать. Клиент как бы пока не созрел для видеосвязи и других подобных услуг. Но их приход неизбежен.

Второй аспект проблемы: чтобы полностью удовлетворить спрос на мобильную связь -- построить сети, обучить персонал и др., каждому оператору нужно, по нашим расчетам, вкладывать в развитие более 50--70 млн. USD ежегодно.

Определены технологии и системы, которые предпочтительно внедрять в Беларуси. Их не должно быть много -- так легче в обслуживании. В то же время и конкуренция не помешает. Если много поставщиков, то постгарантийное обслуживание усложняется, потому что на каждую технологию нужен специалист. Исходя из этого в Беларуси основными поставщиками телекоммуникационного оборудования стали фирмы "Алкатель", "Сименс", "Эриксон". Отечественные предприятия -- Минское ПО вычислительной техники и завод "Промсвязь" -- изготавливают системы более низкого уровня для местных сетей.

-- Каковы особенности национальной ценовой политики в связи?

-- Я хотел бы, чтобы тарифы на услуги местных сетей себя оправдывали, имели хотя бы нулевую рентабельность. Этого в принципе было бы достаточно, потому что определенную прибыль нам приносят международные переговоры, что компенсирует убыточные местные сети. К слову, сельская телефонная связь оправдывает себя только на 32%, городская -- на 98. Я не говорю о телеграфии и радиофикации -- там покрытие издержек еще ниже. Невысока рентабельность и междугородных переговоров -- на уровне 5--6%.

Только 30% наших телефонных станций -- электронные и квази-электронные, а в основном они координатного типа. Это уже совсем не то, что нужно сегодня и тем более завтра. Значит, опять предстоят затраты -- не хочется отставать в качестве услуг. Чтобы обеспечить его потребителю, не повышая себестоимость, надо работать над тарифами, поднимать их до уровня себестоимости.

-- Николай Александрович, почему наши исходящие тарифы на ту же международную связь выше входящих? Не сдерживают ли они интенсивность переговоров и соответственно вашу прибыль?

-- Да, использование более высоких по сравнению с другими странами тарифов на международные переговоры -- это тот способ, которым мы поддерживаем свои социально значимые услуги. Скажем, в США, а также в Литве, Латвии и других приграничных странах абонементная плата на местной сети составляет в среднем 4 доллара. 3 цента стоит 1 минута разговора. У нас абонементная плата менее доллара, повременная -- 4,8 рубля за минуту. Но такая практика не вечна. Если, скажем, со вступлением Беларуси в ВТО на отечественном рынке услуг появятся альтернативные операторы, сразу же резко упадет доходность, в т.ч. по международным переговорам, телефон станет еще более убыточным и мы абсолютно не сможем развиваться.

Но и это не все. Либерализация рынка предусматривает приватизацию предприятий. Встанет вопрос их модернизации, изменения тарифной политики, получения максимальной прибыли. Мы давно ходатайствуем о приведении тарифа на услуги местной телефонной сети к себестоимости. Большого ущерба для семейных бюджетов от этого не будет. Скажем, при повременной оплате телефонных услуг затраты на них семьи из двух пенсионеров теперь составляют 1,8% от совокупного дохода. Семьи из трех человек при двух работающих в бюджетной сфере -- 0,8%. Если перевести тариф в режим соответствия -- хотя бы по нулевой рентабельности -- упомянутые расходы первой семьи составят 2,6% от совокупного дохода, второй -- 1,1%. Ну разве это много?

-- И тем не менее мера не очень популярная. Возможно, лучше позаботиться о снижении затрат и соответственно себестоимости услуги?

-- Себестоимость можно снизить уменьшив процент амортизации, в т.ч. увеличив срок использования оборудования. Раньше у нас оно служило 25--30 лет, некоторое работает и по сей день. Такое же время эксплуатируются многие линии связи, но они уже не могут пропустить сегодняшний трафик и обеспечить надлежащее качество услуг, особенно по цифровым стандартам. Как при этом снизить издержки?

Хочу сказать, что затраты на производство и реализацию услуг в целом по объединению составили 350 млрд.руб., или 99,3% к плану. То есть сокращение есть.

-- О какой связи мечтаете лично вы, Николай Александрович?

-- Беларусь должна идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Сейчас практически все население страны имеет беспарольный доступ в Интернет. И это хорошо, но попробуйте при линиях, которым по 30 и более лет, обеспечить высокую скорость подключения к нему из какой-то глухой деревни? Мы делаем все возможное для того, чтобы осовременить их. Будем использовать высокие технологии не только непосредственно в связи, но и требовать высокого качества от поставщиков производственных материалов, кабельной продукции.

Наши новые электронные станции предоставляют пользователям более 30 дополнительных услуг. Систематизируется работа спецслужб. Сейчас доступ ко многим трехзначным информационным службам Минской ГТС получили жители всех регионов республики. Создается так называемая интеллектуальная платформа, т.е. с абонентом будет работать не "живой" человек, а компьютер. Такая система очень удобна при проведении различных интеропросов в реальном режиме времени и др. Не за горами и время, когда наши сограждане во время телефонного общения будут не только слышать, но и видеть своего собеседника.

Одним словом, мы делаем все, чтобы электросвязь в своем развитии опережала другие отрасли экономики, стала надежным средством общения людей, помощником решения их насущных проблем.