Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
22.06.2004
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Николай КОРБУТ, министр финансов: "Сохраняется прогрессивная шкала ставок подоходного налога"

Проект закона "О подоходном налоге с физических лиц" (новая редакция) принят Палатой представителей в первом чтении. В нем сохраняется ныне действующая прогрессивная шкала ставок подоходного налога от 9 до 30%...

Проект закона "О подоходном налоге с физических лиц" (новая редакция) принят Палатой представителей в первом чтении. В нем сохраняется ныне действующая прогрессивная шкала ставок подоходного налога от 9 до 30%. Представляя документ в Овальном зале, министр финансов Николай Корбут остановился на наиболее существенных изменениях, предусмотренных законопроектом.

Во-первых, отметил он, изменяются подходы к определению плательщиков подоходного налога. В настоящее время данная категория определяется в зависимости от гражданства физического лица. Граждане Беларуси уплачивают подоходный налог со всего объема своих доходов, полученных как на территории нашей страны, так и за ее пределами, независимо от срока их нахождения на территории республики в календарном году. В законопроекте же используется применяемый в мировой практике принцип резидентства. Так, плательщиками налога будут являться физические лица, находящиеся на территории республики более 183 дней в календарном году и признанные налоговыми резидентами Республики Беларусь. Они будут уплачивать налог по доходам, полученным как в Беларуси, так и за ее пределами. Те, кто находится на территории нашей страны менее 183 дней в году, обязаны платить налог только по доходам от источников в Республике Беларусь.  Время фактического нахождения физического лица на территории нашей страны будет определяться в соответствии со ст.17 Общей части Налогового кодекса.

Во-вторых, дается подробное определение конкретных видов доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, и доходов, полученных из-за ее пределов.

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса при определении налоговой базы наряду с доходами, полученными плательщиком в денежной и натуральной формах, будет учитываться экономическая выгода. В ст.7 проекта закона названы ее виды, а также установлен порядок определения налоговой базы в каждом из случаев получения физическим лицом такой выгоды.

Более детально определяется порядок налогообложения отдельных видов доходов, таких как полученные по договорам страхования, от долевого участия в уставном фонде организации, по операциям с ценными бумагами.

В-третьих, вся совокупность налогового освобождения по аналогии с Российской Федерацией разделена на льготируемые доходы, то есть освобождаемые от налогообложения, и налоговые вычеты, которыми являются суммы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Состав таких вычетов в целом соответствует тем, которые применяются в РФ.

Подробно определен порядок предоставления каждого из налоговых вычетов. При этом в целях предотвращения занижения суммы налога такие вычеты будут производиться при предоставлении плательщиком налоговой декларации.

Для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним частных нотариусов устанавливается профессиональный налоговый вычет в размере 10% от общей суммы доходов. Таким образом, при исчислении подоходного налога индивидуальные предприниматели и частные нотариусы будут вправе уменьшать доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, по своему выбору: либо наличие документально подтвержденных расходов, либо на указанный норматив в 10%.

Сохраняется большинство налоговых льгот. При этом дается их редакционное уточнение. Так, в полном объеме будут освобождаться от подоходного налога доходы от дарения и все другие доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых супругами, близкими родственниками или находящихся в отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна и попечителя и подопечного.

Порядок исчисления налога, как и сегодня, зависит от вида доходов и установлен отдельно в отношении: доходов, полученных по месту основной работы; доходов от предпринимательской деятельности; доходов, налогообложение которых не возложено на источники их выплаты.

Также сохранены и действующие способы удержания и уплаты налога. Согласно ст.23 Общей части Налогового кодекса юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам, признаны налоговыми агентами. Соответственно, на них возложена обязанность исчислять, удерживать у плательщика и перечислять в бюджет суммы налога.

Что касается размера предлагаемых ставок по подоходному налогу, то при решении данного вопроса было просчитано несколько вариантов и предложений.

В условиях применения действующей прогрессивной шкалы ставок подоходного налога - а это от 9 до 30% - фактический размер средней ставки изъятия сложился в Беларуси в 2001г. на уровне 9,3%, в 2002г. - 9,7%, в 2003г. - не более 10%. Это говорит о том, что сегодня основная масса плательщиков попадает под минимальную ставку 9%. То есть  введение,  например, двухуровневых дифференцированных ставок налога в пределах 10-15% или установление по аналогии с Россией единой ставки в размере 13% привело бы к увеличению платежей для абсолютного большинства плательщиков (их сегодня 92%) и, соответственно, к росту налоговой нагрузки на физических лиц. В выигрыше оказались бы только те, кто получает высокие доходы - от 950 тыс. руб. в месяц и выше.

Учитывая результаты проведенного анализа, было признано целесообразным сохранить действующую прогрессивную ставку в размере от 9 до 30%, а также действующую методику расчета налога. Сумма налога ежемесячно будет исчисляться и удерживаться налоговыми агентами нарастающим итогом с начала календарного года с доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов и с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Сохраняются действующие ставки подоходного налога в размере 20% в отношении доходов, полученных плательщиком не по месту основной работы (службы, учебы); в размере 40% - в отношении доходов, полученных в виде авторских вознаграждений, наследниками автора или иными лицами, являющимися субъектами смежных прав; в размере 15% - в виде дивидендов. Как и в настоящее время, перечисленные доходы не будут включаться в совокупный годовой доход и не будут подлежать декларации.

В случае подачи плательщиком соответствующего заявления доходы, полученные не по месту основной работы (службы, учебы), вместо единой 20-процентной ставки будут облагаться по ставкам прогрессивной шкалы с включением их в совокупный годовой доход. Но в данном случае плательщик обязан представить по истечении календарного года не позднее 1 марта налоговую декларацию о совокупном годовом доходе, полученном в течение этого года.

Предлагается упростить действующий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с доходов, полученных от источников за пределами Беларуси. В отличие от ныне действующего порядка указанные доходы будут включаться в состав совокупного годового дохода и декларироваться физическими лицами только по окончании календарного года.

Существенно сокращается сфера декларирования доходов. Под декларирование попадут только те виды доходов, которые действительно нуждаются в соответствующем налоговом контроле. Это доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также доходы, удержание налога с которых не возложено на налоговых агентов, то есть полученные от физических лиц или из-за границы.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в обязательном порядке налоговая декларация о доходах будет предоставляться при выездах за пределы нашей страны физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, а также при выезде наших граждан на постоянное жительство за границу.

Упрощается порядок подтверждения сумм подоходного налога, уплаченных за пределами нашей страны. Согласно действующему законодательству эти суммы учитываются при уплате подоходного налога в Беларуси, если физические лица представляют справку, подтвержденную налоговой или иной компетентной службой иностранного государства. Но иногда  срок получения  такого подтверждения затягивается, и наши граждане вынуждены уплачивать налог, а впоследствии, после получения необходимого документа, обращаться с заявлением о его возврате из бюджета. Согласно законопроекту зачет может быть произведен по заявлению налогоплательщика на основании документов о полученном доходе и уплате налога за пределами Беларуси, подтвержденных источником выплаты доходов. В течение года со дня подачи заявления о проведении зачета плательщик должен представить указанные документы, подтвержденные уже налоговыми органами или иным компетентным органом иностранного государства.

В целом необходимо отметить, что проект закона в случае его принятия обеспечит упрощение порядка налогообложения доходов физических лиц.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений