$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НИЧЬЯ ГАРАНТИРОВАНА©

19.03.2013

Обзорная миссия МВФ приступила на прошлой неделе к 4-му постпрограммному мониторингу белорусской экономики. Это плановое мероприятие после реализации в 2009—2010 гг. программы кредитования stand-by на сумму 3,5 млрд. USD станет очередным раундом привычного ритуала с заранее известным результатом. Впрочем, поиски денег на других направлениях тоже пока не слишком успешны.

Миссия, возглавляемая Дэвидом Хофманом, будет работать до 25 марта. Помимо обзора запланированы консультации с белорусскими чиновниками по вопросам макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики и по перспективам развития белорусской экономики. Представительство МВФ в Беларуси не комментирует возможность обсуждения между членами миссии и белорусскими властями условий выхода на новую программу кредитования МВФ. Впрочем, очевидно, что вероятность получения денег невысока. «Нереальной» назвала ее глава Нацбанка РБ Надежда Ермакова. По ее словам, «мы каждый раз поднимаем эту тему, когда они приезжают к нам с мониторингом. И каждый раз они вот так красиво ее обходят. Ну, мы к этому привыкли».

Но и команда хозяев столь же изящно уклоняется от выполнения ключевых требований соглашения, по которому когда-то получила кредит, хотя, казалось бы, в 2013-м и последующих годах финансовая составляющая сотрудничества с МВФ достаточно важна. В этом году Беларусь должна вернуть более 3,5 млрд. USD внешнего долга, в т.ч. 1,7 млрд. — МВФ. Между тем итоги внешнеторговой деятельности и сальдо текущего счета не слишком обнадеживают. Ставки по кредиту МВФ для Беларуси, по словам Н.Ермаковой, могли бы составлять примерно 3,6–3,7%. Заметим, что вариантов рефинансировать выплаты по столь низким ставкам у нас немного. К тому же возобновление сотрудничества с МВФ открыло бы возможности финансирования системных макроэкономических займов со стороны Всемирного банка и других международных финансовых институтов на приемлемых условиях, увеличило шансы на привлечение внутренних и внешних инвестиций, так необходимых для модернизации промышленности и устойчивого экономического роста.

Впрочем, главная проблема Беларуси — не внешние угрозы и риски, неблагоприятная конъюнктура для экспорта, большие объемы возврата и обслуживания внешнего государственного долга и даже не внутренние экономические дисбалансы. Главная проблема заключается в непредсказуемости экономической политики, нереалистичности провозглашенных целей и задач, отсутствии мотивации для их решения у бизнеса и менеджеров. Поэтому ценность сотрудничества с МВФ измеряется не столько полученными деньгами, сколько прилагаемой к ним программой. Хотя в силу мандата фонда она носит в основном макроэкономический характер, в ней традиционно содержится ряд конкретных предложений по проведению важных структурных реформ, касающихся бюджетной, банковской, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, приватизации, прозрачности финансовых потоков государственных монополий и т.д. Тем самым задаются общие, но очень четкие макроэкономические границы реформ. Проблема лишь в том, что выполнять их власти как ранее, так и теперь будут очень избирательно.

Приемлемой оказалась часть предложенных МВФ мер, необходимых для сокращения дефицита бюджета и повышения качества бюджетных расходов. Правда, при этом обычно ограничиваются фискальными методами, не особо заботясь об увеличении четкости целей монетарной политики, обеспечении ее эффективности, прозрачности для общества и бизнеса. Напротив, повышение зарплат бюджетникам и административное распределение ресурсов путем предоставления финансирования отдельным секторам и предприятиям на льготных условиях продолжаются. Так что если повышение тарифов ЖКХ, некогда рекомендованное фондом, мы имеем удовольствие лицезреть регулярно, то с бюджетной и социальной сферой имеются существенные отступления от программы, не говоря уже о приватизации.

Вообще-то разнообразные программы и концепции у нас и так умеют писать — квалифицированных специалистов в Нацбанке и министерствах хватает. Но любые их попытки включить в подобные документы реальные рыночные преобразования разбиваются о стремление части бюрократической элиты сохранить любой ценой контроль и ручное управление экономикой.

Таким образом, позиция МВФ известна — достаточно прочитать предыдущую программу, проанализировать взаимодействие фонда с другими странами. Естественно, возможны определенные корректировки, некоторое изменение количественных ориентиров. Впрочем, столь же очевидна и позиция белорусских властей: при любых обстоятельствах сохранить доминирование государства в экономике, что гарантирует незыблемость статус-кво и во всех остальных сферах жизни белорусского общества. Поэтому власти не заинтересованы в выполнении программ МВФ, что исключает получение его кредитов. Гораздо безопаснее кажется поиск внешних ресурсов в России, Китае, арабских странах. Пусть даже они дороже, требуют тех или иных уступок, но не посягают на фундаментальные основы системы, построенной на ручном административном регулировании экономических процессов, на контроле над финансовыми потоками на всех уровнях.

Находить общий язык с такими инвесторами гораздо легче, чем с МВФ. Свидетельство тому — недавнее заявление зампредседателя правления Евразийского банка развития Сергея Шаталова о том, что невыполнение белорусской стороной показателя по объему приватизации государственной собственности не должно стать препятствием для выделения Беларуси очередного транша кредита АКФ ЕврАзЭС. Правда, одновременно С.Шаталов предупредил, что невыполнение индикативных параметров плохо повлияет на контрольные показатели и программу в целом, особенно в среднесрочной перспективе, придется ужесточить денежно-кредитную и налогово-бюджетную политики в целях уменьшения давления на платежный баланс и международные резервы, усилившегося со II полугодия 2012 г. Если же Беларусь выполнит индикативный показатель, полагает С.Шаталов, это будет способствовать либерализации и увеличению эффективности экономики. Не случайно заседание Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России не принесло очередных кредитов — Кремль в очередной раз намекнул, что ресурсы следует искать не в новых порциях заимствований, а именно в приватизации. Осталось выяснить, заинтересованы ли в этом в Минске или попытаются вновь пойти другим путем.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях