Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
02.07.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ничтожная сделка недействительна независимо от решения суда

В материалах обзора "Судебной практики по делам о признании сделок недействительными и установлении факта ничтожности сделок и применении последствий их недействительности" Высшего хозяйственного суда от 2001-12-17 г. приведено дело по иску ЗАО "Н" о признании недействительным договора поставки, заключенного с предприятием "Р"...
В материалах обзора "Судебной практики по делам о признании сделок недействительными и установлении факта ничтожности сделок и применении последствий их недействительности" Высшего хозяйственного суда от 2001-12-17 г. приведено дело по иску ЗАО "Н" о признании недействительным договора поставки, заключенного с предприятием "Р".
 
Статья 6 Закона "О сертификации продукции, работ и услуг" запрещает реализацию на территории Республики Беларусь и импорт в республику продукции, подлежащей обязательной сертификации, при отсутствии сертификата и (либо) знака соответствия продукции установленным требованиям.
 
Ответчик в нарушение этого Закона и условий договора при поставке импортного товара не передал истцу надлежаще оформленный сертификат соответствия. На основании этого хозяйственный суд признал договор поставки недействительным и взыскал с ответчика в пользу истца заявленную им сумму.
 
Однако Президиум ВХС, оценивая решение суда, указал, что в данном случае отсутствовали основания для признания договора недействительным, поскольку не имелось несоответствия его условий требованиям законодательства. Ответчик нарушил требования Закона и соответстствующее ему условие договора при исполнении принятых на себя договорных обязательств и только за это должен был нести ответственность перед стороной по договору.
 
Если брать за основу позицию ВХС, то суд, применяя к ответчику меры воздействия (ответственности) за нарушение договора, тем самым признает действительным не только договор, но и сделку, которая оформлена этим договором. Отметим этот момент.

А теперь рассмотрим свежий пример из практики хозяйственного суда Витебской области. Совхоз заключил договор с предпринимателем о поставке последнему творога. Продукция, отпущенная без удостоверения о качестве, в последствии была забракована и утилизирована без участия представителя совхоза.

От оплаты некачественной продукции предприниматель, естественно, отказался.

Тем не менее хозяйственный суд принял решение взскать с ответчика (предпринимателя) стоимость творога, мотивируя свое решение недоказанностью факта поставки некачественной продукции.

Кассационная инстанция хозяйственного суда оставила решение без изменения. Председатель хозяйственного суда, а затем ВХС отказали предпринимателю в принесении протеста в надзорные инстанции по тем же мотивам исходя из обязанности ответчика доказать факт поставки некачественной продукции, хотя отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В данном случае именно поставщик нарушил правовые и договорные обязательства, не предоставив документы о качестве творога. Отпуск продуктов питания без этих документов не мог иметь место вообще, о чем будет сказано ниже.

По условиям договора, подписанного совхозом и предпринимателем, качество продукции удостоверяется сертификатом или удостоверением качества, которые направляются покупателю вместе с продукцией.

В случае отсутствия документов о качестве покупатель производит оплату в течение семи банковских дней со дня предоставления недостающих документов. Последнее и явилось "подвохом" для предпринимателя, принявшего эту оговорку, а затем и продукцию без документов о качестве. Подобное соглашение с учетом специфики продукции и норм общего и специального действующего законодательства недопустимо и не могло быть включено в договор.

Согласно законам "О сертификации продукции, работ и услуг", "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории Республики Беларусь, обязаны указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации, нормативных актах и нормативных документах по стандартизации, которым должна соответствовать продукция, обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

Реализация населению продовольственного сырья и пищевых продуктов без документов, удостоверяющих их качество и безопасность, запрещается.

Пункт 8.24 Санитарных правил для предприятий молочной промышленности N 4431/87 (утв.12.10.87 г.) устанавливает: "Отпуск готовой продукции должен производиться экспедитором, кладовщиком или мастером, которые несут административную ответственность за выпуск продукции без наличия на нее удостоверения о качестве.

Каждая партия готовой продукции должна оформляться отдельным удостоверением качества".

Однако качество продукции не подтверждено совхозом ни при погрузке на транспортное средство, ни в последующем.

При вынесении решения судом проявлена непоследовательность. Суд признал вину поставщика в отпуске продукции без удостоверения качества и на этом основании освободил ответчика от уплаты пени и процентов за пользование чужими денежными средствами. Но вместе с тем суд не дал оценку правовым последствиям поставки продукции без удостоверения ее качества.

Кроме того, что указанные действия (отпуск продуктов питания без документов, удостоверяющих качество) прямо запрещены законодательством, за их совершение предусмотрены меры административной и уголовной ответственности (ст.42 КоАП и ст.ст.336, 337 УК Республики Беларусь).

Примечательно, что интересы совхоза в суде представлял прокурор района.

Договор -- это форма сделки. Сделка -- прежде всего правомерное юридическое действие, направленное на достижение юридического результата. Согласно ст.170 Гражданского кодекса сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна. Поэтому и в первом, и во втором случаях суду следовало признать сделку недействительной. Ничтожная сделка является недействительной независимо от решения суда, т.е. обладает свойством абсолютной недействительности. Кстати, это не исключает права потерпевшей стороны обратиться в суд по поводу недействительности ничтожной сделки.

Чтобы не создавать подобных ситуаций при рассмотрении дел, судам следует признавать сделки недействительными (ничтожными) при наличии к тому оснований, независимо от обращения сторон.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений