$

2.0820 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Ни шагу мимо кассы©

08.02.2013

В МНС подвели итоги контрольной деятельности за 2012 г. в сфере приема наличной выручки и оборота подакцизных товаров. При этом выявлено гораздо больше нарушителей, чем в предыдущем году. Соответственно растет и сумма штрафов.

На 1.01.2013 г. в налоговых органах республики зарегистрировано 214,6 тыс. единиц кассового оборудования. В прошлом году сотрудники ИМНС провели 8,7 тыс. результативных проверок порядка приема денежных средств и использования кассового оборудования, что 1,4 раза больше, чем за 2011 г. При этом за различные нарушения к административной ответственности привлечено почти 9 тыс. лиц (за 2011 г. — 6,2 тыс.), а сумма административных штрафов составила 13,1 млрд. Br, что в 1,8 раза больше в сопоставимых ценах, чем за предыдущий год. Изъято и направлено на техническое освидетельствование 37 единиц кассового оборудования (в 2011 г. — 32). По его результатам выявлено 4 аппарата, не соответствующих техдокументации и эталонному образцу модели (модификации), включенной в Государственный реестр. По 29 аппаратам результатами технического освидетельствования подтверждено использование с поврежденными средствами контроля.

Важным нововведением 2012 г. в сфере контроля МНС считает создание и внедрение с 1.07.2012 г. системы контроля торговых автоматов (СКТА). По состоянию на 17.01.2013 г. к СКТА подключено 2,3 тыс. торговых автоматов и автоматических электронных аппаратов. Проведенный МНС анализ показал, что у отдельных плательщиков выручка от торговых автоматов после подключения к СКТА в среднем увеличилась в сопоставимых ценах в 1,7 раза, а у некоторых — более чем в 5 раз. По оценкам МНС, дополнительно полученная (легализованная) выручка здесь составляет 3,8 млрд. Br, а дополнительное поступление налоговых платежей — 175,2 млн. Br в месяц. Это, считают в МНС, свидетельствует об эффективности мер, направленных на пресечение теневого оборота товаров и сокрытия выручки.

Еще больше улучшить контроль за полнотой отражения выручки в розничной торговле, а также развитию в этой сфере безналичных платежей будет способствовать постановление Совмина и Нацбанка от 11.12.2012 № 1139/16. Этим документом предусмотрено сокращение перечня случаев, когда субъекты предпринимательской деятельности могут принимать наличные деньги без использования кассового оборудования. При этом исключены розничная торговля на торговых местах на рынках запчастями к автомобилям, развозная торговля товарами и торговля по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место и др. Кроме того, в 2 раза уменьшаются пороговые значения выручки, при которых возникает обязательность установки платежных терминалов, а также расширен перечень объектов торговли и услуг, подлежащих оснащению такими терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек. Однако новые требования вступают в силу только с 16.06.2013 г., чтобы у субъектов хозяйствования было время приобрести и установить новое кассовое и платежное оборудование.

В сфере производства и оборота подакцизной продукции налоговые органы выявили в прошлом году 4,8 тыс. правонарушений, или на 3,1% больше, чем в 2011 г. При этом из теневого оборота изъято подакцизных товаров на 14,4 млрд. Br, что в 1,3 раза больше, чем годом ранее, а в доход государства обращено таких товаров на 11,6 млрд. Br — на 53% больше. Тем не менее по результатам проверок в сфере оборота подакцизных товаров в бюджет доначислено 55,7 млрд. Br налогов и пени, т.е. на 2,4% меньше, чем в 2011 г. Зато к административной ответственности привлечено 4,2 тыс. лиц, что на 5,4% больше, чем в предыдущем году. Сумма штрафов составила 8,3 млрд. Br (136,4% к 2011 г.).

В прошлом году субъекты хозяйствования получили возможность предоставлять в налоговые органы отчеты об использовании акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков, декларации и балансы об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий в электронном виде.

В 2013 г. МНС планирует для оперативного мониторинга сведений об объемах производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта решить проблему организации удаленного доступа налоговых органов к данным приборов учета этих продукции и спирта, установленных на основном технологическом оборудовании для их производства.

Налоговая служба Беларуси также намерена участвовать в доработке проекта Соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве. А там и до унификации акцизов недалеко.

Александра АРТЕМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях